Тиетта. 2011, N 2 (16).
наук от частой путаницы, позволило бы назвать многие вещи своими именами. «Несоблюдение правила постоянства основания приводит к пере сечению таксонов, т.е. к тому, что одни и те же вещи попадают в разные таксоны. Понятно, что при этом одна и та же вещь является нам во мно жестве образов и поэтому становится как бы мно жеством вещей и теряет свою определённость» (с. 51-52). По-моему, здесь речь идёт о простран стве толерантности с порождающим отношением частичного сходства, ничто здесь не теряет своей определённости. « . В основании человеческого счастья лежит порядок. Классификация же - ин струмент порядка и его олицетворения» (с. 78). Первая фраза мне импонирует. Со второй не могу согласиться в силу данных выше определений. Классификация не упорядочивает, а превращает множество в мозаику классов. Назвать это упоря дочиванием нельзя даже условно. К отношению эквивалентности (лежащему в основании всякой классификации) ближе всего квазипорядок, но даже он отличается отсутствием симметричности, не говоря уже о нестрогом и строгом порядках! В рассмотренном частном вопросе вывод таков. Процедура классифицирования действи тельно дана нашему сознанию на фундаменталь ном уровне. Применительно к точному знанию математика давно определила категории класси фикации, пространства толерантности и различ ного рода структур с порождающими их отно шениями и логическими свойствами последних. От классификаций к корректно определённым пространствам толерантности и структурам - вот продуктивная перспектива естественных наук и классификационного движения. Книга третья. Головнёв А.В. Антропология движения (древностиСевернойЕвразии). Екатерин бург: УрО РАН, «Волот», 2009. 496 с. Из аннотации: «Антропология движения измеряет реальность в единицах действия, её главными категориями вы ступают динамика и статика, основными инстру ментами - мотивационно-деятельностные схемы и историко-антропологические сценарии. Эта новая методология открывает праисторию и историю в живой последовательности мотивов-действий исторических персонажей. Схемы и сценарии развития культур и народов Евразии в хронологи ческом диапазоне от палеолита до средневековья представляют узловые сюжеты освоения челове ком планеты, события древней истории индоевро пейцев, алтайцев, уральцев, хунну, готов, викингов, Руси, монголов, кочевников Арктики. Особое вни мание уделено кочевникам моря и суши, сыграв шим ключевую роль в истории Северной Евразии». Казалось бы, весьма специальный труд. Да, и это тоже - благодаря огромному этнографическо му и историческому материалу. Но автор пред принял философский анализ категорий «покой» и «движение» и тем самым вовлёк свою мысль в круговерть схожих идей, поставил себя на пере крестье самых разных смысловых потоков. «В на учном толковании движения заложен парадокс: для его фиксации необходима хотя бы мгновен ная остановка, и в этот миг описываемая сцена во всём соответствует реальной картине, за исключе ние одного качества - состояния движения. Стоп- кадр, как бы эффектно он ни выглядел, разрывает поток жизнедеятельности» (с. 8). «Со времён Зе нона и Парменида противопоставление чувства и разума как динамики и статики сохраняется, и на ука предпочитает статику. По словам А. Бергсона, механика способна постичь в движении только неподвижность. Современная наука, в т.ч. мате матика и физика, приняла от школы элеатов ста тичную картину мира» (с. 9). Кое в чём с автором можно не согласиться. А как же знаменитое «всё течёт, всё изменяется» Гераклита? А представления о формах движения (!) материи? А восхищение Ф. Энгельса дифферен циальным исчислением за то, что это изобретение математических гениев И. Ньютона и Г.В. Лейбни ца позволяет схватить движение в самой его мгно венной сути? А предельные (с осями вращения бес конечного порядка) точечные группы симметрии П. Кюри, характеризующие все возможные при родные среды? Из 7 таковых 4 содержат активные (актуальные, а не потенциальные) оси вращения. Казалось бы, снова весьма специальный пример. Отнюдь. Он показывает диалектичность движения и покоя в эволюции неживого и живого. Кстати, описание живого в терминах предельных точеч ных групп симметрии требует дополнения. Ведь всякая группа симметрии подразумевает мыслен ное самосовмещающее движение. Но живое веще ство - воплощённое изменение, не совмещаемое даже в как угодно близкие мгновения. Ему соот ветствует примитивная, не содержащая никаких элементов точечная группа симметрии - абсо лютная асимметрия, неустойчивость, движение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz