Тиетта. 2011, N 2 (16).
I мальным подходом для количественного пред ставления геологических данных. В курсе также рассматривается применение геостатистики в це лях интеграции данных различных дисциплин, а также количественное описание неопределённо- сти. Каждая из данных тем иллюстрируется боль шим количеством практических примеров, даю щих понятие о возможных способах адаптации геостатистических моделей для решения конкрет ных задач». Что и говорить, О. Дюбрюль - авторитетный и активно пишущий на темы геостатистики спе циалист. Как показала эта книга, вдобавок творче ский и смелый. Только такой автор мог решиться на книгу о геостатистике без формул! Что бы вы, читатель, сказали о книге, повествующей без фор мул о математическом анализе и современной ал гебре или, ближе к нашей теме, о теории вероят ностей и математической статистике? Даже если она написана профессионалом, то рассчитывать можно лишь на яркое, но скорее метафоричное, чем строгое, изложение фундаментальных прин ципов дисциплины. Например, как без формул объяснить, в чём состоит эффективность кригин- га? Ответ: в одновременном выполнении несме щённости и минимума дисперсии оценки. А это что такое? Здесь каждое слово скрывает формулу, теорему, доказательство. Одно за другим, как принято в математике. О. Дюбрюль неоднократ но указывает, что в сфере геостатистики надо быть хорошим геологом и хорошим математиком. Но книга написана для читателя, не знакомого с математикой даже в объёме технического вуза, иначе зачем было его оберегать от формул? Кста ти сказать, они отсутствуют в тексте (с. 12-70), но тайно прорываются в рисунки (с. 71-216) и упраж нения (с. 217-255). Да и как решать упражнения, если в тексте нет формул и примеров расчёта?! Одним словом, меня не покидает ощущение, что книга написана для читателя, который когда-то знал, что такое математическое ожидание и диспер сия, как минимизируется функция многих пере менных, который поэтому с полуслова схватывает, что такое полу-, ко- и индикаторная вариограммы, чем принципиально отличаются кригинг как метод интерполяции и моделирование на основе кригин- г а . Знал - и за ненадобностью, работая в нефтяной геологии, забы л . Есть ощущение, что вся эта книга - хорошее введение в университетский учебник гео статистики со всеми необходимыми формулами, кстати сказать, на русском языке ещё не написан ный. Почему же тогда я отнёс её к «ярким»? Именно потому, что в попытке донести до гуманитария ма тематические истины О. Дюбрюль находит воисти ну яркие, меткие слова и пассажи. Всем, имеющим отношение к геостатистике, стоит с ней ознако миться. (Автор статьи прошёл курс обучения в Цен тре геостатистики при Высшей национальной гор ной школе Парижа у профессоров М. Армстронг, К. Рота, Г. Ваккернагеля, Д. Ренара - учеников Ж. Матерона, создателя теории геостатистики. Лишь это даёт мне право оценивать книгу О. Дю- брюля. В настоящее время курсы геостатистики чи таются мной студентам-геологам, экологам и био логам в филиалах Мурманского государственного технического университета и Петрозаводского го сударственного университета в г. Апатиты.) Книга вторая. Новые идеи в научной клас сификации. Коллективная монография. Серия «Философские проблемы науки и культуры». Екатеринбург: УрО РАН, 2010. 632 с. Из аннота ции: «Среди насущных задач современной фило софии науки проблема классификации является одной из самых важных, но её анализ до сих пор представляет собой «нетронутую целину». Клас сификация относится к разряду повседневных познавательных процедур, простота и интуитив ная ясность которых как будто не требует ника кой специальной методологической рефлексии. Однако за кажущейся прозрачностью и триви альностью приёмов классифицирования таятся сложные проблемы философии науки: эписте мологический статус классификации в контексте научной теории и её элементов, критерии науч ности классификации, её эффективности, стро гости, точности, удобства и т.д., соотношения ин туитивного и рационального, содержательного и формально-логического аспектов классифициро вания, связь классификации с систематикой, си стемными представлениями и типологическим подходом, онтологические, гносеологические, ло гические, аксиологические основания классифи цирования и т.д.» 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz