Тиетта. 2011, N 2 (16).

I мальным подходом для количественного пред­ ставления геологических данных. В курсе также рассматривается применение геостатистики в це­ лях интеграции данных различных дисциплин, а также количественное описание неопределённо- сти. Каждая из данных тем иллюстрируется боль­ шим количеством практических примеров, даю­ щих понятие о возможных способах адаптации геостатистических моделей для решения конкрет­ ных задач». Что и говорить, О. Дюбрюль - авторитетный и активно пишущий на темы геостатистики спе­ циалист. Как показала эта книга, вдобавок творче­ ский и смелый. Только такой автор мог решиться на книгу о геостатистике без формул! Что бы вы, читатель, сказали о книге, повествующей без фор­ мул о математическом анализе и современной ал­ гебре или, ближе к нашей теме, о теории вероят­ ностей и математической статистике? Даже если она написана профессионалом, то рассчитывать можно лишь на яркое, но скорее метафоричное, чем строгое, изложение фундаментальных прин­ ципов дисциплины. Например, как без формул объяснить, в чём состоит эффективность кригин- га? Ответ: в одновременном выполнении несме­ щённости и минимума дисперсии оценки. А это что такое? Здесь каждое слово скрывает формулу, теорему, доказательство. Одно за другим, как принято в математике. О. Дюбрюль неоднократ­ но указывает, что в сфере геостатистики надо быть хорошим геологом и хорошим математиком. Но книга написана для читателя, не знакомого с математикой даже в объёме технического вуза, иначе зачем было его оберегать от формул? Кста­ ти сказать, они отсутствуют в тексте (с. 12-70), но тайно прорываются в рисунки (с. 71-216) и упраж­ нения (с. 217-255). Да и как решать упражнения, если в тексте нет формул и примеров расчёта?! Одним словом, меня не покидает ощущение, что книга написана для читателя, который когда-то знал, что такое математическое ожидание и диспер­ сия, как минимизируется функция многих пере­ менных, который поэтому с полуслова схватывает, что такое полу-, ко- и индикаторная вариограммы, чем принципиально отличаются кригинг как метод интерполяции и моделирование на основе кригин- г а . Знал - и за ненадобностью, работая в нефтяной геологии, забы л . Есть ощущение, что вся эта книга - хорошее введение в университетский учебник гео­ статистики со всеми необходимыми формулами, кстати сказать, на русском языке ещё не написан­ ный. Почему же тогда я отнёс её к «ярким»? Именно потому, что в попытке донести до гуманитария ма­ тематические истины О. Дюбрюль находит воисти­ ну яркие, меткие слова и пассажи. Всем, имеющим отношение к геостатистике, стоит с ней ознако­ миться. (Автор статьи прошёл курс обучения в Цен­ тре геостатистики при Высшей национальной гор­ ной школе Парижа у профессоров М. Армстронг, К. Рота, Г. Ваккернагеля, Д. Ренара - учеников Ж. Матерона, создателя теории геостатистики. Лишь это даёт мне право оценивать книгу О. Дю- брюля. В настоящее время курсы геостатистики чи­ таются мной студентам-геологам, экологам и био­ логам в филиалах Мурманского государственного технического университета и Петрозаводского го­ сударственного университета в г. Апатиты.) Книга вторая. Новые идеи в научной клас­ сификации. Коллективная монография. Серия «Философские проблемы науки и культуры». Екатеринбург: УрО РАН, 2010. 632 с. Из аннота­ ции: «Среди насущных задач современной фило­ софии науки проблема классификации является одной из самых важных, но её анализ до сих пор представляет собой «нетронутую целину». Клас­ сификация относится к разряду повседневных познавательных процедур, простота и интуитив­ ная ясность которых как будто не требует ника­ кой специальной методологической рефлексии. Однако за кажущейся прозрачностью и триви­ альностью приёмов классифицирования таятся сложные проблемы философии науки: эписте­ мологический статус классификации в контексте научной теории и её элементов, критерии науч­ ности классификации, её эффективности, стро­ гости, точности, удобства и т.д., соотношения ин­ туитивного и рационального, содержательного и формально-логического аспектов классифициро­ вания, связь классификации с систематикой, си­ стемными представлениями и типологическим подходом, онтологические, гносеологические, ло­ гические, аксиологические основания классифи­ цирования и т.д.» 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz