Тиетта. 2011, N 2 (16).

известны термины «лещадь», «лещадная плита». Это: 1. Каменные или мраморные плитки, бруски для покрытия, облицовки чего-либо, например, верхи зубцов Кремлёвской стены покрыты ими; 2. Под, дно в доменных и других печах. Для удоб­ ства изображаемый на иконах гористый рельеф далее будет называться рельефом «лещадного» типа. По геоморфологической сути лещадки яв­ ляются бронирующими, маркирующими более плотные разности горных пород площадками, образующимися в районах развития пустынно- и эрозионно-денудационного рельефа аридных об­ ластей в условиях горизонтального или монокли­ нального залегания осадочных толщ, характерных для Иудейской пустыни между Иерусалимом на западе и грабеном Иордан - Мёртвое море на вос­ токе. Такой тип гористого рельефа характерен и для пустыни Негев, где часто происходили би­ блейские события. Предопределённость «лещад- ного» рельефа показана ниже на фотографиях Иудейской пустыни. По канонам иконописи, «рисуя горки, и рас­ тительность, и здания, иконописец отнюдь не об­ ращался за справками к натуре; их отвлечённые формы лишь помогали ему ярче и целостнее вы­ являть главное: тот спокойный ритм внутренней жизни духа, который не нарушается никакими земными превратностями». Тогда какую роль играет рельеф в православной иконе? С одной стороны, его изображения удовлетворяли требо­ ваниям канона об их условности, отвлечённости, второстепенности. С другой стороны, они прав­ доподобно отражают особенности рельефа Иу­ дейской пустыни и других библейских мест. Не­ смотря на канон, гористый рельеф с характерным профилем склонов несёт, по мнению автора, зна­ чительный сакральный и вероучительный смысл. Налицо аналогия с «горним», возвышенным, не­ земным. Несомненна их декорационная роль для подчёркивания динамизма, драматизма, ритми­ ки, напряжённости изображаемого, усиленных неустойчивым нависанием уступов, неестествен­ ным наклоном горок и их цветом [4]. Красный - цвет тепла, любви, жизни, энергии; белый - Божественного света; синий и голубой - бесконеч­ ного неба, вечного мира, Богоматери; зелёный - жизни; коричневый - голой земли, праха, тлена; чёрный - зла и смерти. В «Словаре иконописца» отмечается сходство горок с морскими волнами - символами вечного движения к духовному со­ вершенству. Особо примечательно их родство с «лествицей», когда одна лещадка располагается над другой с некоторым смещением. «Лествица» символизирует духовное восхождение. В этом от­ ношении примечательны иконы, на которых изо­ бражены гористый рельеф и сама «лествица». Можно ли считать необычный рельеф в рай­ оне Св. Метеор «моделью» лещадок на иконах? Думается, что нет. Этот вопрос заставил автора обратиться к иной теме, связанной с рельефом, - столпничеству, особому виду монашеского под­ вига - непрерывной молитве на «столпе» (откры­ той возвышеной площадке, башне и т.п.). Речь может идти о столпничестве не отдельных аске­ тов, а целых монастырей и общин. Греция даёт прекрасные образцы геоморфологически предо­ пределённого уединения крупных монашеских общин - «коллективных столпников»: Св. г. Афон и Св. Метеоры. В этом же аспекте внимание авто­ ра привлекла долина Гёреме в Каппадокии, Тур­ ция. Здесь усилиями вулканогенных, а затем эк­ зогенных факторов рельефообразования сотворён необычный ландшафт, который активно исполь­ зовали христиане для храмового строительства. Что касается долинного комплекса в право­ славных иконах, то они показаны схематично, практически неузнаваемо и геоморфологически неправдоподобно. Это можно иллюстрировать изо­ бражениями на уже представленных иконах «Кре­ щение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад». Изображения архитектурных сооружений также достойны анализа. Даже возни­ кает мысль о существовании связи между этими дву­ мя элементами пейзажа. Поводом тому послужило сравнение облика Воскресенского архитектурного ансамбля, именуемого Новым Иерусалимом, мона­ стыря и гористого рельефа на иконе «Положение во гроб». По мнению научного сотрудника Музея «Но­ вый Иерусалим» Г.М. Зеленской, многоуровенность плоских крыш Воскресенского собора с приделами, колокольни, церкви Св. Равноапостольных Констан­ тина и Елены символизирует лествицу и постепен­ ное восхождение к небесному граду Иерусалиму, с другой стороны, напоминает архитектурный облик земного Иерусалима эпохи раннего христианства 2. Для более полного раскрытия темы приве­ дём авторитетное мнение. «Иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Вос­ точная икона отказалась от стремления к адек­ ватности. Она основана на принципе подобия. Условность иконы не пробуждает чувственность, как натурализм западных живописцев. Икона не красочно-роскошна, она скорее прозрачна. В ней под хрустальным покровом внешнего открывается царство духа. Язык иконы лаконичен. Ненужных деталей в иконе не должно существовать. Пейзаж, если и присутствует, то лишь условно и схематич­ но... Абстракционизм как реакция на натурализм является столь же неприемлемой формой для иконы, как и его антипод - натурализм. Отвле­ чённый знак, с одной стороны, перестаёт означать конкретную реалию, с другой стороны, расшиф­ ровывается и воспринимается каждым человеком субъективно. Поэтому живопись абстракциониз­ ма с претензией на религиозность, хотя и может вызвать какие-то смутные неопределённые мисти- 2Автор приводит это мнение, высказанное устно, по памяти - Прим. автора. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz