Тиетта. 2011, N 2 (16).
известны термины «лещадь», «лещадная плита». Это: 1. Каменные или мраморные плитки, бруски для покрытия, облицовки чего-либо, например, верхи зубцов Кремлёвской стены покрыты ими; 2. Под, дно в доменных и других печах. Для удоб ства изображаемый на иконах гористый рельеф далее будет называться рельефом «лещадного» типа. По геоморфологической сути лещадки яв ляются бронирующими, маркирующими более плотные разности горных пород площадками, образующимися в районах развития пустынно- и эрозионно-денудационного рельефа аридных об ластей в условиях горизонтального или монокли нального залегания осадочных толщ, характерных для Иудейской пустыни между Иерусалимом на западе и грабеном Иордан - Мёртвое море на вос токе. Такой тип гористого рельефа характерен и для пустыни Негев, где часто происходили би блейские события. Предопределённость «лещад- ного» рельефа показана ниже на фотографиях Иудейской пустыни. По канонам иконописи, «рисуя горки, и рас тительность, и здания, иконописец отнюдь не об ращался за справками к натуре; их отвлечённые формы лишь помогали ему ярче и целостнее вы являть главное: тот спокойный ритм внутренней жизни духа, который не нарушается никакими земными превратностями». Тогда какую роль играет рельеф в православной иконе? С одной стороны, его изображения удовлетворяли требо ваниям канона об их условности, отвлечённости, второстепенности. С другой стороны, они прав доподобно отражают особенности рельефа Иу дейской пустыни и других библейских мест. Не смотря на канон, гористый рельеф с характерным профилем склонов несёт, по мнению автора, зна чительный сакральный и вероучительный смысл. Налицо аналогия с «горним», возвышенным, не земным. Несомненна их декорационная роль для подчёркивания динамизма, драматизма, ритми ки, напряжённости изображаемого, усиленных неустойчивым нависанием уступов, неестествен ным наклоном горок и их цветом [4]. Красный - цвет тепла, любви, жизни, энергии; белый - Божественного света; синий и голубой - бесконеч ного неба, вечного мира, Богоматери; зелёный - жизни; коричневый - голой земли, праха, тлена; чёрный - зла и смерти. В «Словаре иконописца» отмечается сходство горок с морскими волнами - символами вечного движения к духовному со вершенству. Особо примечательно их родство с «лествицей», когда одна лещадка располагается над другой с некоторым смещением. «Лествица» символизирует духовное восхождение. В этом от ношении примечательны иконы, на которых изо бражены гористый рельеф и сама «лествица». Можно ли считать необычный рельеф в рай оне Св. Метеор «моделью» лещадок на иконах? Думается, что нет. Этот вопрос заставил автора обратиться к иной теме, связанной с рельефом, - столпничеству, особому виду монашеского под вига - непрерывной молитве на «столпе» (откры той возвышеной площадке, башне и т.п.). Речь может идти о столпничестве не отдельных аске тов, а целых монастырей и общин. Греция даёт прекрасные образцы геоморфологически предо пределённого уединения крупных монашеских общин - «коллективных столпников»: Св. г. Афон и Св. Метеоры. В этом же аспекте внимание авто ра привлекла долина Гёреме в Каппадокии, Тур ция. Здесь усилиями вулканогенных, а затем эк зогенных факторов рельефообразования сотворён необычный ландшафт, который активно исполь зовали христиане для храмового строительства. Что касается долинного комплекса в право славных иконах, то они показаны схематично, практически неузнаваемо и геоморфологически неправдоподобно. Это можно иллюстрировать изо бражениями на уже представленных иконах «Кре щение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад». Изображения архитектурных сооружений также достойны анализа. Даже возни кает мысль о существовании связи между этими дву мя элементами пейзажа. Поводом тому послужило сравнение облика Воскресенского архитектурного ансамбля, именуемого Новым Иерусалимом, мона стыря и гористого рельефа на иконе «Положение во гроб». По мнению научного сотрудника Музея «Но вый Иерусалим» Г.М. Зеленской, многоуровенность плоских крыш Воскресенского собора с приделами, колокольни, церкви Св. Равноапостольных Констан тина и Елены символизирует лествицу и постепен ное восхождение к небесному граду Иерусалиму, с другой стороны, напоминает архитектурный облик земного Иерусалима эпохи раннего христианства 2. Для более полного раскрытия темы приве дём авторитетное мнение. «Иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Вос точная икона отказалась от стремления к адек ватности. Она основана на принципе подобия. Условность иконы не пробуждает чувственность, как натурализм западных живописцев. Икона не красочно-роскошна, она скорее прозрачна. В ней под хрустальным покровом внешнего открывается царство духа. Язык иконы лаконичен. Ненужных деталей в иконе не должно существовать. Пейзаж, если и присутствует, то лишь условно и схематич но... Абстракционизм как реакция на натурализм является столь же неприемлемой формой для иконы, как и его антипод - натурализм. Отвле чённый знак, с одной стороны, перестаёт означать конкретную реалию, с другой стороны, расшиф ровывается и воспринимается каждым человеком субъективно. Поэтому живопись абстракциониз ма с претензией на религиозность, хотя и может вызвать какие-то смутные неопределённые мисти- 2Автор приводит это мнение, высказанное устно, по памяти - Прим. автора. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz