Тиетта. 2011, N 2 (16).

«Хоббиты». Семь скал со встроенными в них храмами. «Hobbits». Seven rocks with build-in churches. Рис. 2. Возможный прообраз иконописной манеры изображения рельефа: долина Гёреме, Каппадокия, Турция. Fig. 2. Probable prototype of icon-painting way of conveying landscape: Goereme Valley, Kappadokia, Turkey. иконописец отнюдь не обращался за справками к натуре; их отвлечённые формы лишь помогали ему ярче и целостнее выявлять главное: тот спо­ койный ритм внутренней жизни духа, который не нарушается никакими земными превратностя­ ми» [1]. Автор не является специалистом в обла­ сти искусствоведения или богословия. Его опыт и знания охватывают формы рельефа земной по­ верхности в аспекте их происхождения, строения и развития. Толчком к исследованию стало про­ фессиональное внимание автора к тому, как изо­ бражены формы рельефа в православных иконах. При этом выяснилось, что в иконах практически всех сюжетных композиций бывают те или иные формы рельефа. Далее рассматриваются их типи­ зация и роль. В целом, всё многообразие право­ славных икон можно разделить на два множества: иконы с изображениями форм рельефа и без них. Они примерно равны по числу сюжетов. Среди икон первого множества могут быть выделены та­ кие, для которых канонически предопределённые изображения гористого рельефа - необходимый сюжетный атрибут, они входят в иконописный канон. К их числу автор относит «Рождество Хри­ стово», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Преображение», «Положение во гроб», «Жёны мироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад». В иконах богородичного ряда такие изображения редки, но всё же есть на ико­ нах «Собор Богоматери» и «Троица Живоначаль­ ная» [2]. При этом на иконах присутствуют не только горы, но и долинные формы рельефа. На православных иконах часто встречают­ ся горки в виде уступов, именуемых «лещадка- ми». В «Словаре иконописца» [3] про них чита­ ем: «Один из элементов пейзажа в иконописи. В ранних иконах горки изображаются просты­ ми по форме, уступами, с плоскостями лещадок, позднее приобретают сложные очертания, при­ чём лещадки становятся дробными. На горках - деревья и травы, в горках - пещеры. С XVII в. по­ являются лещадки, похожие на бурные морские волны. Со второй половины XVII в. их иногда заменяют изображения холмов». Попутно авто­ ра заинтересовала этимология слова «лещадка». В широкодоступных толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и многотомном справочнике по геоморфологической термино­ логии Д.А. Тимофеева (1971-1991 гг.) объяснение ему не даётся. Но в металлургии и архитектуре 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz