Тиетта. 2011, N 1 (15).

71 Липаева Полина, «Возвращение блудного сына» (по Рембрандту). Lipaeva Polina, «Return of Prodigal Son» (by Rembrandt). В этом смысле нас многому научил Пабло Пикассо. Мы начинали работу в рамках проекта с его кубистических произведений. Уже упомя­ нутый натюрморт «Бидон и миски», «Фабрика в Хорта де Эбро», «Портрет Амбруаза Воллара» - эти работы помогли детям научиться техниче­ ски воспроизводить их («кусочковость» кубизма близка технике аппликации), и, что ещё более важно, помогли понять: в каждой работе худож­ ник решает определённую задачу, тем или иным образом используя выразительные средства. Под­ готовленные «морально и физически», мы про­ должили работу, уже обращаясь к классической школе живописи - работам Рафаэля, Леонардо, Рембрандта. Собирая по частям своё произведение, срав­ нивая его с оригиналом, юный автор понимал: здесь не та пропорция (голова чуть больше - и ра­ бота испорчена), не то соотношение цветов, не та степень интенсивности ц в е т а . Сложность возни­ кала и при подборе бумаги - для декоративного Матисса хорошо подходит готовый лист яркого локального цвета, а для Рембрандта он не годится - приходилось «красить» свою бумагу, вниматель­ но глядя на колорит картины, делая растяжку от ярко-красного до почти чёрного (Лера Чернокры- лова, «Портрет старика в красном»). Были в этой области и по-настоящему смелые дизайнерские решения. Так, в кубистических натюрмортах «Му­ зыка» (по мотивам Пикассо) Полина Липаева и Диана Сантоцкая использовали фрагменты гото­ вой нотной партитуры. Некоторые авторы бумагу не резали, а рвали (Юля Иванова, «Любительница абсента» (по Пикассо)) и даже жгли (Алёна Яким- чук, «Даная» (по Тициану)), создавая необычные эффекты. Трудности были и с композиционным ре­ шением работ. Как найти нужный поворот го­ ловы слепого отца, обнимающего вернувшегося сына (Липаева Полина, «Возвращение блудно­ го сына»)? Как передать наклон головы матери, нежно глядящей на младенца (Якимчук Алёна, «Мадонна Литта»)? Ведь именно в этом - «соль» картины, её изюминка, превращающая работу в шедевр... В общем, вопросов было много. Пожалуй, больше, чем ответов. Главная задача - продемон­ стрировать детям недостижимую глубину мастер­ ства выбранных картин - была выполнена. Ребята осознали, что значит настоящее высокое мастер­ ство художника, и поняли, как долог, но интере­ сен их собственный путь к совершенству. Поэтому можно сказать, что в целом проект удался. После выпускного вечера, когда за ребятами закрылись двери школы и открылись другие, они благодарили меня за то, что получили возмож­ ность на практике изучать произведения великих. Якимчук Алёна, «Портрет А. Воллара» (по П. Пикассо). Yakimchuk Alyona, «Portrait of A. Vollard» (by P. Picasso).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz