Тиетта. 2011, N 1 (15).

39 Рис. 2. Класс Царскосельской гимназии. Последний ряд, первая слева - Ирина Старынкевич; второй ряд, вторая слева - Аня Горенко (Ахматова). Fig. 2. Group of Tsarskoye Selo Gymnasium. Last row, first from left - Irina Starynkevich; second row, second from left - Anya Gorenko (Akhmatova). ликолепным видом на Неву, работали младшие сотрудники: Виталий Григорьевич Хлопин - по химическим вопросам - и я - по анализу радио­ активных минералов (монацитов). <...> Помнится мне, что Владимир Иванович тогда был занят ана­ лизом радиоактивного минерала менделеевита, в Рис. 3. И.Д. Старынкевич. 1917 г. Fig. 3. I.D. Starynkevich. 1917. котором он сам определил уран и ниобий. Окон­ чание полного анализа он впоследствии передал мне» (рис. 3). В 1918 г. вся семья, спасаясь от голода и на­ чавшейся эпидемии холеры, перебралась из Пе­ трограда в Киев, где в это время Вернадский был первым президентом Украинской академии наук. Он сразу же пригласил маму к себе и поручил ей сделать первые в России анализы химического со­ става живых организмов. Она вела учёт веса живо­ го вещества, потери влаги при его высушивании и веса золы после прокаливания. В частности, она проводила анализ мышей на никель, не без отвра­ щения закладывая их в автоклав. Видя это, Вер­ надский говорил ей: - У вас идиосинкразия к живому веществу. Но это только сначала, а потом привыкнете и не будете обращать внимания. Отлично проделанный весьма трудный ана­ лиз показал присутствие никеля в золе мышей, тогда как раньше считалось, что в живом орга­ низме его нет. При анализе зубов лошади были обнаружены редкие земли. На основании своих и литературных данных мама составила картотеку о содержании различных редких элементов в жи­ вом веществе. Таким образом, она стояла у исто­ ков новой научной дисциплины, основанной Вер­ надским - биогеохимии. Но мечтой мамы было вернуться к прерванной работе по монациту, ко­ торой она занималась в Петрограде. Она продол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz