Тиетта. 2011, N 1 (15).
19 Геоморфологична ли этика? Ответ на первый вопрос, думается, поло жительный. Такое утверждение базируется, во- первых, на изменчивости этики и её норм в исто рии и национальном пространстве. А раз так, то к её изменениям допустимо приложение теории эргодических случайных процессов (т.е. заме ны временных изменений пространственными). Обоснование её применимости в геоморфоло гии дано в работе [5, с. 39-46]. Во-вторых, одним из важнейших факторов формирования наций и народов является природная среда. Тут явно про сматривается влияние рельефа на формирование того или иного этноса и его этики. Ю.Г. Симонов справедливо писал: «Составляя остов ландшафта, рельеф нередко выступает его дифференциато ром» [Ibid., с. 16]. Ещё Д. Юм в «Трактате о чело веческой природе» (1739-1740) указывал на при чины, формирующие национальный характер. В их числе он называл «моральные» (социальные) и «физические», понимая под последними «те ка чества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путём рефлексии и осмысления может победить прежний и пре обладать у большинства человечества и влиять на его манеры» [7]. Рис. 1. О. Леопольд (1887-1948). Фото из http://www . britannica.com/blogs/2007/06/the-legacy-of-aldo-leopold/ Fig. 1. A. Leopold (1887-1948). Photo from http://www . britannica.com/blogs/2007/06/the-legacy-of-aldo-leopold/ В первой трети ХХ в. в Америке появилась другая самобытная этическая теория, основанная на принципах экологии и эволюционной этики. Её автор - эколог О. Леопольд (рис. 1) - в 1924 г. ввёл в научный оборот понятие «этика земли» (land ethic). В его научных работах природа пони мается как целостная реальность с зависимым по ложением человека в ней. «Теперь мы знаем то, чего не знала вереница всех предшествующих по колений: человек - всего лишь один из участников в одиссее эволюции наравне с другими живыми существами. Это открывшееся нам знание уже должно было бы воспитать в нас ощущение род ства со всем, что живёт, желание не только жить самим, но и давать жить другим, благоговейное удивление перед размахом и длительностью био тического путешествия» [2, с. 6]. Это ещё один ар гумент за геоморфологичность этики. Есть ли этическое внутри геоморфологии? Самое время воспользоваться определением сущности и предмета изучения геоморфологии как научной дисциплины. В [6, с. 10] читаем: «Гео морфология является отраслью физической гео графии, изучающей рельеф земной поверхности в процессе его развития и, притом, как один из ком понентов географической среды ...» А в предисло вии к [3, с. 5] указано: «Формы поверхности Земли познаются только в развитии». Итак, ключевым в цитированных определениях предмета геомор фологии считается «развитие». Подтверждени ем служат и мнения зарубежных геоморфологов. В.М. Дэвис говорит: «Все разнообразные формы рельефа зависят или, как сказал бы математик, суть функции трёх переменных: структуры, про цесса и времени» [1, с. 7]. В. Пенк считал, что глав ный вопрос геоморфологии - о происхождении и развитии форм земной поверхности [4, с. 49]. Раз витие рельефа как сущностный предмет геомор фологии указан и Ю.Г. Симоновым в [5, с. 6]. Каковы же векторы развития рельефа? «Ком плексы эндогенных процессов, развивающиеся во взаимодействии друг с другом, и создают огром ное разнообразие форм рельефа от больших до малых включительно. Экзогенные процессы и их действие нередко вписываются в то, что в значи тельной мере подготовлено для них эндогенными процессами. Но если рассматривать их соотноше ние за большой отрезок времени, то можно ви деть, что они примерно равны по объёму работы (всё, что однажды было поднято, будет разруше но и перемещено в область прогибания)» [5, с. 16]. Далее отмечается также стремление к сглажива нию неровностей в качестве правила направлен ного развития рельефа. Эти же идеи ранее раз вивали В.М. Дэвис («географический цикл») и В. Пенк («морфологические уровни»). Итак, цель развития рельефа как саморегулируемого при родного процесса состоит в стремлении к самоу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz