Тиетта. 2011, N 1 (15).

19 Геоморфологична ли этика? Ответ на первый вопрос, думается, поло­ жительный. Такое утверждение базируется, во- первых, на изменчивости этики и её норм в исто­ рии и национальном пространстве. А раз так, то к её изменениям допустимо приложение теории эргодических случайных процессов (т.е. заме­ ны временных изменений пространственными). Обоснование её применимости в геоморфоло­ гии дано в работе [5, с. 39-46]. Во-вторых, одним из важнейших факторов формирования наций и народов является природная среда. Тут явно про­ сматривается влияние рельефа на формирование того или иного этноса и его этики. Ю.Г. Симонов справедливо писал: «Составляя остов ландшафта, рельеф нередко выступает его дифференциато­ ром» [Ibid., с. 16]. Ещё Д. Юм в «Трактате о чело­ веческой природе» (1739-1740) указывал на при­ чины, формирующие национальный характер. В их числе он называл «моральные» (социальные) и «физические», понимая под последними «те ка­ чества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путём рефлексии и осмысления может победить прежний и пре­ обладать у большинства человечества и влиять на его манеры» [7]. Рис. 1. О. Леопольд (1887-1948). Фото из http://www . britannica.com/blogs/2007/06/the-legacy-of-aldo-leopold/ Fig. 1. A. Leopold (1887-1948). Photo from http://www . britannica.com/blogs/2007/06/the-legacy-of-aldo-leopold/ В первой трети ХХ в. в Америке появилась другая самобытная этическая теория, основанная на принципах экологии и эволюционной этики. Её автор - эколог О. Леопольд (рис. 1) - в 1924 г. ввёл в научный оборот понятие «этика земли» (land ethic). В его научных работах природа пони­ мается как целостная реальность с зависимым по­ ложением человека в ней. «Теперь мы знаем то, чего не знала вереница всех предшествующих по­ колений: человек - всего лишь один из участников в одиссее эволюции наравне с другими живыми существами. Это открывшееся нам знание уже должно было бы воспитать в нас ощущение род­ ства со всем, что живёт, желание не только жить самим, но и давать жить другим, благоговейное удивление перед размахом и длительностью био­ тического путешествия» [2, с. 6]. Это ещё один ар­ гумент за геоморфологичность этики. Есть ли этическое внутри геоморфологии? Самое время воспользоваться определением сущности и предмета изучения геоморфологии как научной дисциплины. В [6, с. 10] читаем: «Гео­ морфология является отраслью физической гео­ графии, изучающей рельеф земной поверхности в процессе его развития и, притом, как один из ком­ понентов географической среды ...» А в предисло­ вии к [3, с. 5] указано: «Формы поверхности Земли познаются только в развитии». Итак, ключевым в цитированных определениях предмета геомор­ фологии считается «развитие». Подтверждени­ ем служат и мнения зарубежных геоморфологов. В.М. Дэвис говорит: «Все разнообразные формы рельефа зависят или, как сказал бы математик, суть функции трёх переменных: структуры, про­ цесса и времени» [1, с. 7]. В. Пенк считал, что глав­ ный вопрос геоморфологии - о происхождении и развитии форм земной поверхности [4, с. 49]. Раз­ витие рельефа как сущностный предмет геомор­ фологии указан и Ю.Г. Симоновым в [5, с. 6]. Каковы же векторы развития рельефа? «Ком­ плексы эндогенных процессов, развивающиеся во взаимодействии друг с другом, и создают огром­ ное разнообразие форм рельефа от больших до малых включительно. Экзогенные процессы и их действие нередко вписываются в то, что в значи­ тельной мере подготовлено для них эндогенными процессами. Но если рассматривать их соотноше­ ние за большой отрезок времени, то можно ви­ деть, что они примерно равны по объёму работы (всё, что однажды было поднято, будет разруше­ но и перемещено в область прогибания)» [5, с. 16]. Далее отмечается также стремление к сглажива­ нию неровностей в качестве правила направлен­ ного развития рельефа. Эти же идеи ранее раз­ вивали В.М. Дэвис («географический цикл») и В. Пенк («морфологические уровни»). Итак, цель развития рельефа как саморегулируемого при­ родного процесса состоит в стремлении к самоу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz