Тиетта. 2011, N 1 (15).

10 мосферы. Я знаю, так как видела сама, сорок две зимы подряд, это результат длительного эмпири­ ческого наблюдения. Возможно, такие выпали и сегодня, сверкая в воздухе, на стенах. Может быть, как раз когда я пила кофе, а может быть, снег пе­ рестал идти ещё до того, как я проснулась. Пока я читала, пока ела, пока проходил день» [С. 68]. Героиня вспоминает из ранее прочитан­ ного... «Иоганн Кеплер пишет, что божествен­ ность есть способность явлений или существ про­ изводить симметричные многоугольники. Это утверждение - цитата из его работы 1611 года «О шестиугольной снежинке». Таким образом, венчики растений, музыка, а может быть, и сне­ жинки - знаки божественного, доказательства су­ ществования Бога. Но, добавляет Иоганн, способ­ ность воспринимать божественное указывает на И. Кеплер (1571-1630). J. Kepler (1571-1630). божественность. Например, человек божественен, будучи способным воспринимать музыку, мате­ матику. И этому невозможно научиться, это свой­ ство существует, подобно способности граната об­ разовывать симметричную сердцевину, подобно способности дерева располагать свои листья так, чтобы они безупречно служили своей цели. Это врождённая способность, свойственная даже не осознающему это, необразованному, ребёнку, ба­ траку, варвару, даже зверю» [С. 43-44]. «Кеплер сравнивает цветы и снежинки, по­ скольку и те, и другие, как по волшебству, воспро­ изводят симметричные многоугольники. Однако Кеплер констатирует, что предположение, будто каждая снежинка обладает душой, равно как и всякое растение, - это крайне абсурдная мысль. В общем и целом теории Кеплера темны и оши­ бочны, но я прощаю его - в основном потому, что он жил в семнадцатом веке. Кроме того, снежинки могут быть трёх- или двенадцатиконечными. Или, как написано в двадцать восьмой главе: снежинки всегда принимают гексагональную форму, но все эти формы оказываются бесконечной вариацией шестиконечности» [С. 46-47]. «Но всё же: у снежи­ нок нет души, как у растений. Предположить су­ ществование души у каждой отдельной снежинки - крайне абсурдно, поэтому форма снежинки ни в коем случае не определяется движением души, как у растений. Растения же производят впечатле­ ние одушевлённых, но вследствие недостаточного опыта я воздержусь от изложения собственного тезиса» [С. 187] . «Способность выделять тепло, как пишет Ио­ ганн Кеплер в своих ранних заметках (1595-1606), указывает на живую д уш у . Для восприятия про­ странственных аспектов, которые воздействуют на душу (любви, музыки), требуется тёплый субъект. Холод мёртв, всё может быть холодным. Только жи­ вая душа тепла» [С. 193]. «Единственное, чего я не понимаю, - пишет Иоганн Кеплер, первый астро­ физик или последний настоящий учёный-астролог, в зависимости от точки зрения, - это почему сне­ жинки шестиконечны. Это единственное, чего я не могу объяснить с помощью своего всеобъемлющего учения об аспектах, об углах расположения планет, которые разносторонне влияют на всё одушевлён­ ное. Эта форма не служит достижению каких-либо целей, как, например, форма человеческого тела, способствующая выполнению определённых функ­ ций, или как форма гранатового плода и так далее. Для объяснения этого явления недостаточно зна­ ний, которыми располагаю я и остальные. Время для объяснения этого явления ещё не подоспело. Остаются пробелы, которые предстоит заполнить кому-то другому, в другой раз. Но я, Иоганн Кеплер, скажу так, вот как быва­ ет, иногда я думаю, что обнаружить смысл в форме снежинки невозможно. Снежинка шестиконечна, но её существо не точно и неизменно, оно не посто­ янно. Бытие снежинки варьируется. Я утверждаю, что высший разум, стоящий за бытием, создаёт вещи не только для достижения цели, но и ради чистой красоты. Я утверждаю, что высший разум желает производить не только функциональные экземпляры, но и играть. Я утверждаю, что тепло в момент возникновения снежинки терпит по­ ражение от окружающего холода, но принима­ ет это поражение с честью. До самого проигрыша тепло, исполненное разума, высшего разума, осо­ знанно боролось, столь же осознанно оно обрати­ лось в бегство при наступлении холода. В момент поражения тепло позаботилось о красоте, сотво­ рив самые прекрасные кристаллы» [С. 196-197]. (По поводу работы И. Кеплера см. тексты А.И. Глазова: Письмо в редакцию //Тиетта. 2010. № 1(11). С. 95; Парадокс гения: безошибочная ошибка Кеплера // Наст. выпуск.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz