Тиетта. 2011, N 1 (15).
10 мосферы. Я знаю, так как видела сама, сорок две зимы подряд, это результат длительного эмпири ческого наблюдения. Возможно, такие выпали и сегодня, сверкая в воздухе, на стенах. Может быть, как раз когда я пила кофе, а может быть, снег пе рестал идти ещё до того, как я проснулась. Пока я читала, пока ела, пока проходил день» [С. 68]. Героиня вспоминает из ранее прочитан ного... «Иоганн Кеплер пишет, что божествен ность есть способность явлений или существ про изводить симметричные многоугольники. Это утверждение - цитата из его работы 1611 года «О шестиугольной снежинке». Таким образом, венчики растений, музыка, а может быть, и сне жинки - знаки божественного, доказательства су ществования Бога. Но, добавляет Иоганн, способ ность воспринимать божественное указывает на И. Кеплер (1571-1630). J. Kepler (1571-1630). божественность. Например, человек божественен, будучи способным воспринимать музыку, мате матику. И этому невозможно научиться, это свой ство существует, подобно способности граната об разовывать симметричную сердцевину, подобно способности дерева располагать свои листья так, чтобы они безупречно служили своей цели. Это врождённая способность, свойственная даже не осознающему это, необразованному, ребёнку, ба траку, варвару, даже зверю» [С. 43-44]. «Кеплер сравнивает цветы и снежинки, по скольку и те, и другие, как по волшебству, воспро изводят симметричные многоугольники. Однако Кеплер констатирует, что предположение, будто каждая снежинка обладает душой, равно как и всякое растение, - это крайне абсурдная мысль. В общем и целом теории Кеплера темны и оши бочны, но я прощаю его - в основном потому, что он жил в семнадцатом веке. Кроме того, снежинки могут быть трёх- или двенадцатиконечными. Или, как написано в двадцать восьмой главе: снежинки всегда принимают гексагональную форму, но все эти формы оказываются бесконечной вариацией шестиконечности» [С. 46-47]. «Но всё же: у снежи нок нет души, как у растений. Предположить су ществование души у каждой отдельной снежинки - крайне абсурдно, поэтому форма снежинки ни в коем случае не определяется движением души, как у растений. Растения же производят впечатле ние одушевлённых, но вследствие недостаточного опыта я воздержусь от изложения собственного тезиса» [С. 187] . «Способность выделять тепло, как пишет Ио ганн Кеплер в своих ранних заметках (1595-1606), указывает на живую д уш у . Для восприятия про странственных аспектов, которые воздействуют на душу (любви, музыки), требуется тёплый субъект. Холод мёртв, всё может быть холодным. Только жи вая душа тепла» [С. 193]. «Единственное, чего я не понимаю, - пишет Иоганн Кеплер, первый астро физик или последний настоящий учёный-астролог, в зависимости от точки зрения, - это почему сне жинки шестиконечны. Это единственное, чего я не могу объяснить с помощью своего всеобъемлющего учения об аспектах, об углах расположения планет, которые разносторонне влияют на всё одушевлён ное. Эта форма не служит достижению каких-либо целей, как, например, форма человеческого тела, способствующая выполнению определённых функ ций, или как форма гранатового плода и так далее. Для объяснения этого явления недостаточно зна ний, которыми располагаю я и остальные. Время для объяснения этого явления ещё не подоспело. Остаются пробелы, которые предстоит заполнить кому-то другому, в другой раз. Но я, Иоганн Кеплер, скажу так, вот как быва ет, иногда я думаю, что обнаружить смысл в форме снежинки невозможно. Снежинка шестиконечна, но её существо не точно и неизменно, оно не посто янно. Бытие снежинки варьируется. Я утверждаю, что высший разум, стоящий за бытием, создаёт вещи не только для достижения цели, но и ради чистой красоты. Я утверждаю, что высший разум желает производить не только функциональные экземпляры, но и играть. Я утверждаю, что тепло в момент возникновения снежинки терпит по ражение от окружающего холода, но принима ет это поражение с честью. До самого проигрыша тепло, исполненное разума, высшего разума, осо знанно боролось, столь же осознанно оно обрати лось в бегство при наступлении холода. В момент поражения тепло позаботилось о красоте, сотво рив самые прекрасные кристаллы» [С. 196-197]. (По поводу работы И. Кеплера см. тексты А.И. Глазова: Письмо в редакцию //Тиетта. 2010. № 1(11). С. 95; Парадокс гения: безошибочная ошибка Кеплера // Наст. выпуск.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz