Тиетта. 2010, N 3 (13).
79 Великий русский классик, путешествуя на Сахалин, описал свои злоключения на Сибир ском тракте ещё до начала строительства Транс сибирской магистрали. А современная Козулька своим рождением обязана началу строительства в 1891 г. железнодорожной станции, имя которой пошло от деревни Ст. Козулька, находившейся в 8 км. Рождение Ст. Козульки восходит к 1751 г. Именно у этой деревни происходили дорожные муки и испытания А.П. Чехова. Уже нет на кар тах и на местности населённого пункта с таким названием, но худая слава её более чем на 100 лет закрепилась за современным рабочим посёлком, являющимся центром одноимённого района Крас ноярского края. Первые приключения, произошедшие со мной на трассе Новосибирск-Красноярск в райо не Козульки, я как-то не связывал с этим мисти ческим названием и местом. Так, просто случай ные события, но когда это случилось в третий раз, я начал задумываться. Три раза подряд - это уже система. В наших экспедиционных геолого шофёрских коллективах и компаниях поломки и аварии, как правило, связывались с согрешением водителя накануне поездки. Водитель всегда бил себя в грудь кулаком, оправдывался, что чист и безгрешен перед товарищами и богом. Короче го воря, всякая такая ситуация сводилась к шутке и люди с серьёзным видом брались за ликвидацию поломки или ремонт. Перед самой Козулькой водитель съехал с ас фальта на обочину дороги метров на 50 в сторону, на ровную площадку - решили пообедать. После обеда, сытые и довольные расположились в маши не по своим местам, но только выехали на асфаль товое покрытие, как появился свистящий звук со стороны правого борта. Не дожидаясь сигналов из кузова, водитель раньше всех почуял неладное и снова свернул на обочину. Мы дружно высыпа ли из машины, которая продолжала крениться на правый борт, а баллон издавал неприятное шипе ние. При осмотре колеса обнаружили наполовину торчащий из баллона кованый железный гвоздь с круглой шляпкой. Задний мост поддомкратили, сняли аварийное колесо, поставили «запаску» и продолжили путь. Всю дорогу мы обсуждали тему гвоздя: откуда в чистом поле мог оказаться сугубо деревенский или городской предмет, ладно бы, в населённом месте, а до ближайшей деревни ещё километров пять. Сошлись на том, что это нам «привет» из прошлого столетия. Назад в Новосибирск мы возвращались под осень. За Козулькой дорожники расширяли до рогу и на этот участок возили гравий. Мы бла гополучно миновали знаменитое село, обогна ли впереди идущую машину и пристроились за самосвалом с гравием. КАМАЗ шёл посередине дороги на приличной скорости, не давая его обо гнать. Но вот он круто повернул вправо и добрая порция гравия высыпалась на дорогу, забараба нив по нашей машине. Один камушек причинил неприятность, прилетев в лобовое стекло, мгно венно покрывшееся паутиной трещин с пассажир ской стороны. Остановились, осмотрели повреж дённое стекло, повздыхали и поехали дальше. А что было бы, попади этот камень с левой сторо ны, перед водителем - неизвестно, как бы дальше развивалась ситуация, когда видимость мгновен но стала нулевой? Очередная поездка из Новосибирска на вос ток для меня была связана с другой неприятно стью, но с той же злополучной Козулькой. Всем шоферам, работающим на везеходах ГАЗ-66, да и многим полевикам-геологам известна конструк тивная недоработка бензонасоса этого автомоби ля. В жаркую погоду он чрезмерно нагревался и отказывался качать бензин. Приходилось всяче ски остужать прибор, обкладывая его ветошью, смачивая её холодной водой. Чаще всего такие ситуации случались на затяжных подъёмах где- нибудь на Чуйском или на Усинском тракте. Пас сажиры высаживаются и пешком преодолевают перевал. Автомашина же, галсами метров по 50, с остановками штурмует подъём. Но с нами эта беда случилась далеко от Алтайских и Саянских гор - у села Козулька, где подъёмы и горки пре одолеваются на четвёртой передаче. Не сказать, чтобы погода спровоцировала отказ бензонасоса. Погода была в тот день не жаркая, а самая ком фортная для людей и механизмов - около +20 гра дусов, дул слабый восточный ветер. Километра за три до Козульки остановились первый раз. Подо ждали, пока остынет двигатель, поехали дальше, но метров через 500 снова остановились, а в даль нейшем остановки участились с периодичностью 200-300 м. На окраине Козульки водитель, пере брав массу запчастей в рундуке, достал долгое время валявшийся запасной бензонасос. Тщатель но очистив и промыв, поставил вместо забарах лившего. Но, как говорится, « .м енять - только время терять». И только за селом, когда водитель вернул на место первый насос, он заработал, как и положено исправному прибору. Всю поездку он отработал без перебоев, заронив в наше сознание мысли о мистическом заколдованном месте под названием «Козулька». Через неделю в Горевке к нам присоединил ся УРАЛ, который должен был вывезти около 10 т. свинцовой руды. Отработав в Горевке, часть отря да на ГАЗ-66 отправилась в Туву для обследования других месторождений свинца, а УРАЛ - прями ком в Новосибирск. Вариантов возвращения до мой у меня было два: на УРАЛЕ, в подзавязку гру жёном галенитом или, проведав в Красноярске старенькую мать, продолжить путь по железной дороге. Верх взял прагматизм. В Красноярске на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz