Тиетта. 2010, N 3 (13).

79 Великий русский классик, путешествуя на Сахалин, описал свои злоключения на Сибир­ ском тракте ещё до начала строительства Транс­ сибирской магистрали. А современная Козулька своим рождением обязана началу строительства в 1891 г. железнодорожной станции, имя которой пошло от деревни Ст. Козулька, находившейся в 8 км. Рождение Ст. Козульки восходит к 1751 г. Именно у этой деревни происходили дорожные муки и испытания А.П. Чехова. Уже нет на кар­ тах и на местности населённого пункта с таким названием, но худая слава её более чем на 100 лет закрепилась за современным рабочим посёлком, являющимся центром одноимённого района Крас­ ноярского края. Первые приключения, произошедшие со мной на трассе Новосибирск-Красноярск в райо­ не Козульки, я как-то не связывал с этим мисти­ ческим названием и местом. Так, просто случай­ ные события, но когда это случилось в третий раз, я начал задумываться. Три раза подряд - это уже система. В наших экспедиционных геолого­ шофёрских коллективах и компаниях поломки и аварии, как правило, связывались с согрешением водителя накануне поездки. Водитель всегда бил себя в грудь кулаком, оправдывался, что чист и безгрешен перед товарищами и богом. Короче го­ воря, всякая такая ситуация сводилась к шутке и люди с серьёзным видом брались за ликвидацию поломки или ремонт. Перед самой Козулькой водитель съехал с ас­ фальта на обочину дороги метров на 50 в сторону, на ровную площадку - решили пообедать. После обеда, сытые и довольные расположились в маши­ не по своим местам, но только выехали на асфаль­ товое покрытие, как появился свистящий звук со стороны правого борта. Не дожидаясь сигналов из кузова, водитель раньше всех почуял неладное и снова свернул на обочину. Мы дружно высыпа­ ли из машины, которая продолжала крениться на правый борт, а баллон издавал неприятное шипе­ ние. При осмотре колеса обнаружили наполовину торчащий из баллона кованый железный гвоздь с круглой шляпкой. Задний мост поддомкратили, сняли аварийное колесо, поставили «запаску» и продолжили путь. Всю дорогу мы обсуждали тему гвоздя: откуда в чистом поле мог оказаться сугубо деревенский или городской предмет, ладно бы, в населённом месте, а до ближайшей деревни ещё километров пять. Сошлись на том, что это нам «привет» из прошлого столетия. Назад в Новосибирск мы возвращались под осень. За Козулькой дорожники расширяли до­ рогу и на этот участок возили гравий. Мы бла­ гополучно миновали знаменитое село, обогна­ ли впереди идущую машину и пристроились за самосвалом с гравием. КАМАЗ шёл посередине дороги на приличной скорости, не давая его обо­ гнать. Но вот он круто повернул вправо и добрая порция гравия высыпалась на дорогу, забараба­ нив по нашей машине. Один камушек причинил неприятность, прилетев в лобовое стекло, мгно­ венно покрывшееся паутиной трещин с пассажир­ ской стороны. Остановились, осмотрели повреж­ дённое стекло, повздыхали и поехали дальше. А что было бы, попади этот камень с левой сторо­ ны, перед водителем - неизвестно, как бы дальше развивалась ситуация, когда видимость мгновен­ но стала нулевой? Очередная поездка из Новосибирска на вос­ ток для меня была связана с другой неприятно­ стью, но с той же злополучной Козулькой. Всем шоферам, работающим на везеходах ГАЗ-66, да и многим полевикам-геологам известна конструк­ тивная недоработка бензонасоса этого автомоби­ ля. В жаркую погоду он чрезмерно нагревался и отказывался качать бензин. Приходилось всяче­ ски остужать прибор, обкладывая его ветошью, смачивая её холодной водой. Чаще всего такие ситуации случались на затяжных подъёмах где- нибудь на Чуйском или на Усинском тракте. Пас­ сажиры высаживаются и пешком преодолевают перевал. Автомашина же, галсами метров по 50, с остановками штурмует подъём. Но с нами эта беда случилась далеко от Алтайских и Саянских гор - у села Козулька, где подъёмы и горки пре­ одолеваются на четвёртой передаче. Не сказать, чтобы погода спровоцировала отказ бензонасоса. Погода была в тот день не жаркая, а самая ком­ фортная для людей и механизмов - около +20 гра­ дусов, дул слабый восточный ветер. Километра за три до Козульки остановились первый раз. Подо­ ждали, пока остынет двигатель, поехали дальше, но метров через 500 снова остановились, а в даль­ нейшем остановки участились с периодичностью 200-300 м. На окраине Козульки водитель, пере­ брав массу запчастей в рундуке, достал долгое время валявшийся запасной бензонасос. Тщатель­ но очистив и промыв, поставил вместо забарах­ лившего. Но, как говорится, « .м енять - только время терять». И только за селом, когда водитель вернул на место первый насос, он заработал, как и положено исправному прибору. Всю поездку он отработал без перебоев, заронив в наше сознание мысли о мистическом заколдованном месте под названием «Козулька». Через неделю в Горевке к нам присоединил­ ся УРАЛ, который должен был вывезти около 10 т. свинцовой руды. Отработав в Горевке, часть отря­ да на ГАЗ-66 отправилась в Туву для обследования других месторождений свинца, а УРАЛ - прями­ ком в Новосибирск. Вариантов возвращения до­ мой у меня было два: на УРАЛЕ, в подзавязку гру­ жёном галенитом или, проведав в Красноярске старенькую мать, продолжить путь по железной дороге. Верх взял прагматизм. В Красноярске на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz