Тиетта. 2010, N 3 (13).
49 Рис. 9. Помощник оператора А.А. Жамалет- динов за работой. Смотка-размотка приём ных электрических линий на точке АМТЗ. Fig. 9. Assistant operator A.A. Zhamaletdinov working. Reeling receiving electric lines on the AMTZ pit on and off. В ходе работ уточнили параметры электропровод ности разных геотектонических блоков Централь ной и Северной Карелии и решили ряд важных методических вопросов, связанных с учётом влия ния приповерхностных проводников и зон разло мов на результаты глубинных зондирований. Конечно же, наша полевая Одиссея протя жённостью более чем в 4000 км не обошлась без приключений. К приятным следует отнести заме чательные приёмы, которые оказывали нашему отряду в обсерваториях Ловозеро, Лехта (рис. 5) и на базе Хибины. Самым неприятным приключе нием, едва не сорвавшим нашу экспедицию, стал шторм, разразившийся ночью в р-не Териберки. Ливень затопил индукционные датчики магнит ного поля, оставленные в вырытых для них ямах на ночную регистрацию (рис. 6). Казалось, всё погибло. Но в этой ситуации чудеса предприим чивости проявил В.В. Колобов. В течение вечера и ночи он просушил датчики в вакуумной печи, восстановил электронные схемы предусилителей и заново откалибровал станцию. Уже через день мы продолжили изыскания. Нет худа без добра! Полученный опыт послужил основанием для по иска оптимальных способов установки магнит ных датчиков. И решение пришло неожиданно. Мы приобрели большие пластиковые детские ван ночки, которые играли роль мини-обсерваторий. Укрытые брезентом и заваленные камнями, они оказались прекрасной защитой индукционных датчиков от ветра, дождя и шумовых помех. Резко (до 90 %) повысилась когерентность сопряжённых электрических и магнитных каналов и понизи лась (до 10 %) когерентность коллинеарных ком понент, что является главным условием проверки регистрируемого поля на когерентность. На одной из лесных дорог оборвался прого ревший глушитель, пришлось заменять его в по левых условиях (рис. 7). В целом люди и техника оказались на высоте. А.А. Скороходов полностью освоил работу главного оператора станции КВВН- 7 (рис. 8). В.В. Котляров взял на себя обязанности не только инженера-электроника и коменданта лагеря, но и водителя - провёл машину по всем маршрутам. Мы с А.Н. Шевцовым выполняли ра боту помощников оператора на измерительных датчиках, проводили компьютерную обработ ку данных и исправно сматывали и разматывали приёмные линии (рис. 9). Отлично, без сбоев от работала станция КВВН-7. Уверенно преодолел тысячи км непростых Колько-Карельских дорог старенький УАЗ-452 с новым двигателем, установ ленным за неделю до начала работ благодаря ак тивной помощи сотрудников автобазы КНЦ РАН. Намеченная программа исследований выполнена и даже чуть-чуть перевыполнена. Традиционно сухой полевой сезон закончился - теперь можно будет и «размочить» его на столь же традицион ном институтском вечере воспоминаний о поле вых приключениях. А.А. Жамалетдинов, д.г.-м.н. ИЗЖИЗНИМОНЧЕГОРСКОГО полевого ОТРЯДА Вот и наступило лето - жаркая пора нового полевого сезона. Жаркая она потому, что все гео логи уже давно с нетерпением ждали его, и вот он настал! Теперь всё в их руках, чтобы прикоснуть ся к ещё неизведанному, к terra n ogn ita, и сделать новые открытия. Идеи, которые назревали и то мились в головах геологов всю зиму, наконец-то дождались того времени, когда они будут вопло щаться в жизнь. Пришло время реализации гран диозных планов и идей! Отряд наш назывался просто и со вкусом - Мончегорский - по названию района, где про водились работы. Он оказался маленьким: прак тикантки Ася Гайфутдинова (СПГГИ) и Яна Мирошникова (АФ МГТУ), аспирант Геологиче ского института КНЦ РАН Артур Севостьянов и начальник отряда Роман Гребнев. Как можно за метить, состав подобрался молодёжный. До начала полевых работ наметились глав ные цели: изучение геологического строения де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz