Тиетта. 2010, N 3 (13).
31 Главным органом чувств, который отвечает за ориентации в пространстве, у человека явля ется зрение. Известны [37] несколько его типов. Каждый из них появляется у человека в опреде лённом возрасте. В физиологии различают воз раст появление бинокулярного, цветового, про странственного зрения человека. Бинокулярное зрение появляется в первые недели жизни ребён ка. Цветовое формируется в 4-5-летнем возрас те. Пространственное ориентирование, особенно способность к точному проектированию, может не развиться никогда. В курсе «Компьютерная графика» в качестве примера простой трёхмер ной каркасной модели автор статьи предлагает студентам 3 курса четырёхмерный куб. При этом аудитории задаётся вопрос: «Сколько реальных объектов содержится в данной каркасной моде ли?». К сожалению, в связи с тем, что курс чер чения в школьной программе заменён другими, уже несколько лет лектор не получает правиль ных ответов. Из этого опыта следует, что процесс распознавания объекта сложен. Вспомним детскую работу (рис. 13). Она вы полнена в одном цвете, отличающемся от чёрно го, не потому, что так хотел ребенок, а потому, что он ещё не обладает цветовым зрением. Очень трудно маленького творца заставить рисовать од ним карандашом, когда он имеет полный набор цветных инструментов. Поэтому следует говорить о безусловной ориентации и чувстве простран ства на уровне рефлекса. Рассматриваемый сен сорный механизм человека отличается от зрения. А поскольку человек есть только одно из живых произведений природы, этот механизм должен присутствовать у любого живого организма. Таблица автоморфизмов присуща про странству, в котором мы живём, и человек дол жен обладать дополнительной сенсорной систе мой для восприятия симметрий. Согласно любой энциклопедии, у человека пять органов чувств и только один из них имеет примечание - слух (вестибулярный аппарат). Так как вестибуляр ный аппарат реагирует на изменения человека в пространстве, то, скорее всего, именно он связан с таблицей автоморфизмов пространства. Со гласно исследованиям физиологов, ориентация в пространстве осуществляется в основном за счёт изменения угловой скорости движения головы. Но математически невозможно измерить угол без фиксации нулевой точки в аффинном простран стве, без понятия числового множества и других главных автоморфизмов. Следовательно, человек обладает ими. Таблицу автоморфизмов человека следует воспринимать как вторую бессознатель ную систему инстинктов, наряду с первой си стемой З. Фрейда. Исходя из этих рассуждений, ориентация в пространстве у таёжного охотника и проектировщика самолётов абсолютно разная. А поскольку система ориентации продублирова на, возможна принципиально иная помощь, на пример, для незрячих людей. Понятие симметрии, как в математике, так и в искусстве является синонимом красоты [1, 2]. Вспомним, что психологические тесты нужны для анализа душевного состояния человека, связан ного с нравственным законом внутри него. Тогда вестибулярный аппарат должен отвечать за по нятие красивого и безобразного. Вспомним судь бу Малевича и Поллака. Отрицая законы симме трии, они сами разрушали свой нравственный аппарат. Но этот факт не умаляет значения их от крытия. Их имена можно поставить в один ряд с именами Мечникова и Пастера. Только их судьба оказалась более трагичной. В каком мире жить, что смотреть, что читать, о чём думать решает сам читатель. Но не забудем, что каждый акт восприя тия меняет нашу систему автоморфизмов, разру шая или восстанавливая внутреннюю гармонию. Как любая сенсорная система, система вос приятия человеком пространства развилась в ходе физиологического роста. В детстве с помощью ку биков мы изучали автоморфизм Френкеля, в более позднем возрасте осваивали буквы и составляли слова (автоморфизм лингвистического порядка). t п •v Рис. 16. Fig. 16. Сборка пирамидки из колец развивала в нас чув ство математического порядка. Медведь и мужик, кующие вместе, развивали автоморфизмы пере становки и зеркальную симметрию. Матрёшки, привезённые из Японии в XIX в., также развивают автоморфизм математического порядка и - ча стично - автоморфизм Френкеля. Слушая вели кую музыку, созерцая шедевры изобразительного искусства, гениальные тексты и кинофильмы, со блюдая выработанные тысячелетиями нравствен ные законы, человек восстанавливает собственную гармонию. Очевидно, человечество использует средства развития автоморфизмов очень давно, если не на протяжении всей истории. список литературы 1. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. 192 с. 2. Devlin K.J. The language of mathematics: making the invisible visible //New York: Freeman & Co, 2000. 344 р. 3. Кантор Г. Труды по теории множеств. М.: Наука, 1985. 430с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz