Тиетта. 2010, N 3 (13).

27 Рис. 6. Василий Кандинский. Окружности в окруж­ ностях [19]. Холст, масло. 51 * 61 см. Fig. 6. Vasily Kandinsky. Circles in circles [19]. Canvas, oil. 51 * 61 cm. ся по-другому. Как правило, он подчёркивает и уточняет характер произведения. Разберём две работы, изображающие Мадонну с Младенцем - Леонардо (рис. 7) и Кранаха (рис. 8). У Леонардо скалы с отсутствием какой-либо растительности подчёркивают задумчивый и печальный образ Младенца. У Кранаха, наоборот, виноград под­ чёркивает улыбку на устах Младенца и радость, которую он принёс в мир. Хотя те же мёртвые скалы говорят зрителю о его судьбе. Вспомним работу Хокусая (рис. 4). Различие волн и характер волны-убийцы подчёркивает одинаковость лодок и людей-горошин в них. Другие, более слабые виды автоморфизма понятны интуитивно, а по­ следний выделен в теории изобразительного ис­ кусства раньше, чем в математике. Здесь уместно вспомнить о трагической судь­ бе Поллака и Малевича. Не связаны ли их судьбы с тем, что они открыли? Впрочем, несчастья Ма­ левича можно связать с особенностями эпохи, в которой он жил. Несвобода творчества в матери­ альном плане всегда менее существенна, чем в мо­ ральном. Но отвлечёмся от социального аспекта жизни художников и сосредоточимся на пробле­ мах творчества. Рассмотрим, как они выражаются в творчестве душевнобольных. 3. творчество душевнобольных Прежде чем разбирать изобразительное творчество людей с отклонениями в психике, не­ обходимо вспомнить работу нашего великого соотечественника П.И. Карпова «Творчество ду­ шевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Цитирование идёт по ис­ точнику, доступному в сети Интернет [23], а не по изданной им монографии. До рассмотрения творчества больных с изменённой психикой П.И. Карпов останавливается на общем анализе твор­ чества человека. В его работе отметим две мысли: ритмика в произведениях и наднациональность творчества. Ритм он рассматривает в трёх аспек­ тах: речевого акта, ритма цветовой палитры и му­ зыки. Автор, скорее всего, получил медицинское образование, да и до работы Г. Вейля было ещё 30 лет. С точки зрения предложенной классифи­ кации автоморфизмов, все эти виды, за исключе­ нием музыки, следует отнести к лингвистической симметрии порядка. Независимость от места жительства субъекта творчества Карпов выводит из развития между­ народного наднационального языка. Автор отда­ ёт дань господствовавшему тогда увлечению язы­ ком Эсперанто, но выводит эту мысль из трудов Лейбница. Поскольку человеку с медицинским образованием тяжело разбираться в математи­ ке, Карпов интуитивно выводит некоторые новые виды автоморфизмов пространства, влияющих на психику человека. Основы лечения больного Кар­ пов видит в акте творчества: «Всякое творчество приятно, оно создаёт радость бытия, оно застав­ ляет вибрировать наш организм так, что вся его многострунная сложность обновляется и обога­ щается новыми ценностями, часто бессознатель- j f m / L Рис. 7. Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) [21], 1490-1491. Холст (переведена с дерева), темпера. 42 * 33 см. Государственный Эрми­ таж, Санкт-Петербург. Fig. 7. Leonardo da Vinci. Madonna with a child (Madonna Litta) [21], 1490-1491. Canvas (printed from wood), tempera. 42 * 33 cm. State Hermitage, Saint Petersburg.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz