Тиетта. 2010, N 3 (13).
27 Рис. 6. Василий Кандинский. Окружности в окруж ностях [19]. Холст, масло. 51 * 61 см. Fig. 6. Vasily Kandinsky. Circles in circles [19]. Canvas, oil. 51 * 61 cm. ся по-другому. Как правило, он подчёркивает и уточняет характер произведения. Разберём две работы, изображающие Мадонну с Младенцем - Леонардо (рис. 7) и Кранаха (рис. 8). У Леонардо скалы с отсутствием какой-либо растительности подчёркивают задумчивый и печальный образ Младенца. У Кранаха, наоборот, виноград под чёркивает улыбку на устах Младенца и радость, которую он принёс в мир. Хотя те же мёртвые скалы говорят зрителю о его судьбе. Вспомним работу Хокусая (рис. 4). Различие волн и характер волны-убийцы подчёркивает одинаковость лодок и людей-горошин в них. Другие, более слабые виды автоморфизма понятны интуитивно, а по следний выделен в теории изобразительного ис кусства раньше, чем в математике. Здесь уместно вспомнить о трагической судь бе Поллака и Малевича. Не связаны ли их судьбы с тем, что они открыли? Впрочем, несчастья Ма левича можно связать с особенностями эпохи, в которой он жил. Несвобода творчества в матери альном плане всегда менее существенна, чем в мо ральном. Но отвлечёмся от социального аспекта жизни художников и сосредоточимся на пробле мах творчества. Рассмотрим, как они выражаются в творчестве душевнобольных. 3. творчество душевнобольных Прежде чем разбирать изобразительное творчество людей с отклонениями в психике, не обходимо вспомнить работу нашего великого соотечественника П.И. Карпова «Творчество ду шевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Цитирование идёт по ис точнику, доступному в сети Интернет [23], а не по изданной им монографии. До рассмотрения творчества больных с изменённой психикой П.И. Карпов останавливается на общем анализе твор чества человека. В его работе отметим две мысли: ритмика в произведениях и наднациональность творчества. Ритм он рассматривает в трёх аспек тах: речевого акта, ритма цветовой палитры и му зыки. Автор, скорее всего, получил медицинское образование, да и до работы Г. Вейля было ещё 30 лет. С точки зрения предложенной классифи кации автоморфизмов, все эти виды, за исключе нием музыки, следует отнести к лингвистической симметрии порядка. Независимость от места жительства субъекта творчества Карпов выводит из развития между народного наднационального языка. Автор отда ёт дань господствовавшему тогда увлечению язы ком Эсперанто, но выводит эту мысль из трудов Лейбница. Поскольку человеку с медицинским образованием тяжело разбираться в математи ке, Карпов интуитивно выводит некоторые новые виды автоморфизмов пространства, влияющих на психику человека. Основы лечения больного Кар пов видит в акте творчества: «Всякое творчество приятно, оно создаёт радость бытия, оно застав ляет вибрировать наш организм так, что вся его многострунная сложность обновляется и обога щается новыми ценностями, часто бессознатель- j f m / L Рис. 7. Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) [21], 1490-1491. Холст (переведена с дерева), темпера. 42 * 33 см. Государственный Эрми таж, Санкт-Петербург. Fig. 7. Leonardo da Vinci. Madonna with a child (Madonna Litta) [21], 1490-1491. Canvas (printed from wood), tempera. 42 * 33 cm. State Hermitage, Saint Petersburg.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz