Тиетта. 2010, N 3 (13).

26 Tfe. > f -в 1{ J | ' > Я \ y L j t r Ж ? ■jfr ; * 5 1 ^ - # ■ Т ' А ;н Рис. 3. Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына [14]. Холст, темпера 42 * 33 см. Государ­ ственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Fig. 3. Rembrandt Harmensz van Rijn. Return of the Prodigal Son [14]. Canvas, tempera 42 * 33 cm. State Hermitage, Saint Petersburg. Нельзя не упомянуть ещё одну работу, свя­ занную с симметрией существования - «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Нет необходимо­ сти помещать репродукцию. Малевич явно от­ крывает симметрию Цермело в изобразительном искусстве, но в этом случае происходит отрицание её бинарной сущности и получается предсказуе­ мый результат - хаос и уничтожение гармонии. На первом показе работы художник поместил её в красном углу вместо иконы - он прекрасно осо­ знавал характер своего произведения. Высокий творческий потенциал Малевича очевиден, но ин­ терпретация этой работы разрушительна как для него, так и для зрителя, что мы попробуем обо­ сновать в дальнейшем. Рис. 4. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава [15]. Цветная гравюра 25.8 * 37.9 см. Fig. 4. Katsusika Khokusai. Big wave in Konagawa [15]. Colour engraving 25.8 * 37.9 cm. Симметрия Кодд - одна из самых сложных для обзора. Построение отношений, связь явле­ ний и событий у каждого человека своя. Тем не менее, существует несколько работ, в которых этот вид автоморфизма употребляется ярко и очевид­ но. Несомненное открытие симметрии в изобра­ зительном искусстве следует связать с именем американца Джексона Поллака. Как и Малевич, Поллак употребляет симметрию с отрицанием - в его работах нет никаких отношений как тако­ вых [16]. Младшая симметрия теории множеств употребляется в живописных произведениях до­ статочно часто. Для дополнительных примеров отсылаю читателя к разбору картины Пукирева «Неравный брак» [17]. Рис. 5. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы [18], 1907. Холст, масло. 243.9 * 233.7 см. Музей современ­ ного искусства, Нью-Йорк. Fig. 5. Pablo Picasso. Les Demoiselles d'Avignon [18], 1907. Canvas, oil. 243.9 * 233.7 om. Museum of Modern Art, New York. Симметрия существования математического множества - это новый вид автоморфизма. Автор сформулировал его именно благодаря работам ху­ дожников. Рассмотрим работу Пикассо «Авиньон­ ские девицы» (рис. 5). Художник заменяет кри­ визну реальных объектов последовательностью параллелепипедов в художественной проекции картины. Таким же автоморфизмом пользует­ ся Василий Кандинский. Конформность его про­ странства ярко дана в одной из самых известных его картин - «Окружности в окружности» (рис. 6). Автоморфизм лингвистического поряд­ ка особенно ярко используется в работах старых мастеров. Каноническое произведение изобра­ зительного искусства - икона - обладает этой симметрией. Вспомните «Троицу» Андрея Рублё­ ва [20]. Над каждой ипостасью Бога соответствую­ щий атрибут: дом, дерево, скала. В более светских произведениях этот автоморфизм употребляет-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz