Тиетта. 2010, N 3 (13).
25 Рис. 1. Микеланжело Меризи да Караваджо. Призва ние апостола Матфея [12]. Холст, масло. 322 * 340 см. Капелла Конта-релли церкви Сан-Луиджи деи Франче- зи, Рим. Fig. 1. Michelangelo Merisi da Caravaggio. Vocazione di san Matteo [12]. Canvas, oil. 322 * 340 cm. Chiesa di San Luigi dei Francesi, Rome. 2. Автоморфизмы и изобразительное искусство Разберём виды и взаимодействия автомор физмов на примере работы Караваджо «Призва ние святого Матфея» (рис. 1). Симметрии суще ствования посвящена вся верхняя часть картины. Свет из правой половины переходит во тьму левой. Эта симметрия задаёт характеристику множествам на картине. Фигуры людей по первоначальному взгляду принадлежат двум непересекающимся множествам: святых и мытарей. Каждое множе ство людей характеризуется одеждой и образует лингвистическую симметрию порядка. Так как второе множество больше, внимание приковыва ется к нему. На множестве строгий порядок - чем ближе мытарь к деньгам, тем менее освещено его лицо. Этот порядок вполне измерим в числовых значениях. Порядок на втором множестве такой же - освещение лица. При этом можно заметить нимб над Христом и его далеко протянутую руку. Она задаёт нам третье множество - святых и Мат фея. Матфей как принадлежит множеству мы тарей, так и нет. Вместе они задают симметрию Кодда. Христос как принадлежит множеству свя тых людей, так и не является им. Одинаковое осве щение лиц Матфея, Христа и ближнего к Христу мытаря даёт две новые симметрии перестановки. Христос может сесть за стол и в качестве гостя, и в качестве руководителя стола. Зеркальные сим метрии вторичны, выражены окном, дающим об щую композицию картины в виде креста, и сим метрией ног упомянутого мытаря (нижняя часть креста). Без симметрии существования математи ческого множества реалистическое произведение невозможно. Караваджо симметриями усиливает тему картины: «Где собрались двое, собрались во имя моё...», «Я послан грешникам...». Вряд ли худож ник хотел выразить это сознательно. Скорее все го, несмотря на асоциальное поведение в жизни, что отражается в сюжетах некоторых других про изведений, в душе он был глубоко верующим. Ге ниальный живописец в одной работе использует все виды автоморфизмов. Создание и антагонизм автоморфизмов заставляет картину оживать, а нам - быть свидетелями выдающегося события. В анализе мы коснулись только базовых геоме трических и дискретных свойств изображения. Все остальные изобразительные средства вряд ли можно отнести только к таблице автоморфизмов. Семантика настоящего произведения искусства значительно более содержательна. Рассмотрим наиболее яркое употребление автоморфизмов в шедеврах мировой живопи си. Начнём с автоморфизма Цермело в творче стве Рембрандта (рис. 2, 3). Практически во всех его картинах свет идет непосредственно от фигур. Источник света - душа человека. Чем больше ду ховных сил у персонажа произведения, тем более он освещён. На рис. 2 таковым является Эсфирь, на рис. 3 - блудный сын и отец. Кажется, что этот автоморфизм может присутствовать в произведе нии только таким образом, но это опровергают живописные работы Хокусая. Работа гениально го японца выполнена в технике офорта и поэто му хранится в нескольких музеях (Метрополитен, Британский музей и т.д.). В работе Хокусая «Боль шая волна в Канагава» (рис. 4) употреблены две симметрии существования: гора Фудзияма (спо койствие, дом) на фоне чёрного неба (хаоса) и волна-убийца на фоне светлого неба. Рис. 2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Артаксеркс, Аман и Эсфирь [13]. Холст, масло. 73 * 94 см. Государствен ный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Fig. 2. Rembrandt Harmensz van Rijn. Artaxerx, Haman and Esther [13]. Canvas, oil. 73 * 94 cm. Pushkin's State Museum of Arts.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz