Тиетта. 2010, N 2 (12).

56 вера С.Я. Миттельман обещал выделить 20 тыс. рублей, поскольку названную Ферсманом сумму счёл недостаточной. Обязанности между собрав­ шимися были распределены следующим обра­ зом: Г.Ф. Чиркину, А.Н. Лабунцову и Е.П. Кесслер надлежало «озаботиться» составлением предва­ рительного эскизного проекта и сметы, для чего было принято решение командировать их в Хи­ бины для окончательного выбора места построй­ ки, осмотра дороги и обсуждения с инженером А.Д. Окуневым (Колонизационный отдел же­ лезной дороги) эскизного проекта станции. С.Я. Миттельман обязался разработать проект научно-лабораторного, а Е.П. Кесслер и Н.Н. Гут- кова - схему хозяйственного оборудования. 13 октября А.Н. Лабунцов вместе с техником Камкиным выбрал для строительства участок на северном берегу оз. Малый Вудъявр на удалении 4 км от грунтовой дороги. Предварительный эскизный проект, выполненный А.Н. Лабунцовым с учётом пожеланий А.Е. Ферсмана, был впослед­ ствии отвергнут. Взамен А.Д. Окунев разработал проект более солидного строения. Оба чертежа - отклонённый и принятый - сохранились в архиве. Строительство «Тиэтты» осуществлялось в две очереди: к середине 1930 г. сооружено одноэ­ тажное строение барачного типа, а весной 1932 г. - настоящее произведение деревянного зодчества, просуществовавшее десять лет. Стиль «входящих» распоряжений руковод­ ства Колонизационного отдела, являющегося «спонсором» стройки, и ответных сообщений о ходе работ напоминает сводки с театра военных действий. Вот некоторые из депеш. 20 ноября 1929 г. Окунев направляет «Центру» авторский эскиз­ ный проект, «составленный на основании пожеланий профессора Лабунцова», и ведомость необходимых стройматериалов, общий вес которых, без сто­ лярных изделий и кровельного железа (уже за­ купленного и доставленного на место стройки) составляет 700 т. «Считая, что на одну телегу мож­ но погрузить полтонны, для перевозки потребуется 1400 конных рейса или 50 лошадей в течение месяца в одну смену, а в две смены 100 лошадей. Две смены необ­ ходимы по дальности расстояния в 33 км. До сих пор движение, даже верховой лошади, по болотистым рай­ онам невозможно. Озеро Вудъявр не замерзло. Судить о времени вероятного замерзания озера и срока до вы­ падения глубоких снегов нет достаточных данных». 26 ноября начальник Колонизационного от­ дела Шелепугин и заведующий изысканиями и организацией производства Осиновский обрати­ лись в президиум Леноблсовнархоза с просьбой «оказать содействие к скорейшему получению ма­ териалов ввиду необходимости ускорить построй­ ку станции, работа которой будет иметь огромное значение для развития разработок апатитов и других полезных ископаемых Хибинских тундр». В марте все необходимые стройматериалы были доставлены, а в середине апреля начались плотницкие работы. Документы утаивают, отку­ да поступала «рабочая сила», а её требовалось всё больше и больше. Только для ускорения работ по проводке грунтовой дороги к станции А.Д. Оку- нев запросил у нового начальника Колонизаци­ онного отдела Г.Ф. Чиркина «рабочих (землекопов) - 200 чел., плотников (на мосты) - 20 чел., лошадей с рабочими при них и конюхами - 20, телег - 20, трак­ торов - 2, прицепных повозок к ним - 4, тачек с ком- сами - 60. Людей необходимо обеспечить продоволь­ ствием и жильём, лошадей фуражом и конюшнями, тракторы личным составом и материалами ». От­ вет на этот запрос содержится в протоколе № 88 Президиума Госплана РСФСР от 4 октября 1929 г.: «Просить НКТруд РСФСР и ОГПУ обеспечить раз­ работки необходимой рабочей силой, использовав для этого, в частности, организацию УСЛОН (Управление Соловецкими лагерями особого назначения)». За три недели до открытия «Тиэтты» Г.Ф. Чиркин напоминает строителю А.Д. Окуне- ву: «Из беседы с акад. А.Е. Ферсманом я выяснил, что открытие горной станции Академии наук предпо­ ложено 15 июня сего года. К этому сроку во времен­ ном помещении станции у оз. Вудъявр соберутся все научно-исследовательские отряды, ...ожидается при­ бытие целого ряда учёных, интересующихся хибин­ ской проблемой. Полагаю совершенно необходимым к этому числу подготовить проезд к зданию станции от автодороги, хотя бы для гужевого транспорта. В этих целях необходимо ускорить изыскание пути, выбрав максимально короткий вариант дороги (акад. Ферсман рекомендует провести дорогу непосред­ ственно по болотам вблизи оз. Большой Вудъявр) и максимально ускорить строительные работы. По договорённости моей с председателем гостреста «Апатит» тов. Кондриковым, вся рабо­ чая и техническая сила по достройке названной до­ роги будет полностью обеспечена продовольствием. О принятых вами к ускорению строительства ме­ рах прошу безотлагательно сообщить». Иначе освещает события А.Е. Ферсман: «Трест всецело пошёл навстречу, и вот в апреле 1930 г. начинается героический период перетаскивания на оленях частей стандартного дома, кирпича, глины, первого оборудования. Около 200 оленей местных ло­ парей заняты работою, более чем 2-метровый слой снега расчищается, чтобы начать строить здание в горах, на берегу одного из живописных озёр Хибинских тундр Малый Вудъявр. К началу весны оно было совер­ шенно готово, и когда 16 июня через снега и замёрзшие болота мы впервые пришли к новому дому, он оказал­ ся вполне готовым, чтобы принять научные отряды». 19 июня на «новоселье» присутствовали де­ путации всего малочисленного населения Хи­ бин. Среди них - управляющий трестом «Апа­ тит» В.И. Кондриков, геологи партии Научного института удобрений М.П. Фивег, Л.Б. Антонов, Г.С. Пронченко, зоолог В.Ю. Фридолин, ботаник С.С. Ганешин (проф. Ганешин вскоре, 30 сентября того же года, трагически погиб на г. Тахтарвум- чорр). В роли хозяев выступали А.Е. Ферсман с сы­ ном Сашей, участником одной из минералогиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz