Тиетта. 2010, N 2 (12).
56 вера С.Я. Миттельман обещал выделить 20 тыс. рублей, поскольку названную Ферсманом сумму счёл недостаточной. Обязанности между собрав шимися были распределены следующим обра зом: Г.Ф. Чиркину, А.Н. Лабунцову и Е.П. Кесслер надлежало «озаботиться» составлением предва рительного эскизного проекта и сметы, для чего было принято решение командировать их в Хи бины для окончательного выбора места построй ки, осмотра дороги и обсуждения с инженером А.Д. Окуневым (Колонизационный отдел же лезной дороги) эскизного проекта станции. С.Я. Миттельман обязался разработать проект научно-лабораторного, а Е.П. Кесслер и Н.Н. Гут- кова - схему хозяйственного оборудования. 13 октября А.Н. Лабунцов вместе с техником Камкиным выбрал для строительства участок на северном берегу оз. Малый Вудъявр на удалении 4 км от грунтовой дороги. Предварительный эскизный проект, выполненный А.Н. Лабунцовым с учётом пожеланий А.Е. Ферсмана, был впослед ствии отвергнут. Взамен А.Д. Окунев разработал проект более солидного строения. Оба чертежа - отклонённый и принятый - сохранились в архиве. Строительство «Тиэтты» осуществлялось в две очереди: к середине 1930 г. сооружено одноэ тажное строение барачного типа, а весной 1932 г. - настоящее произведение деревянного зодчества, просуществовавшее десять лет. Стиль «входящих» распоряжений руковод ства Колонизационного отдела, являющегося «спонсором» стройки, и ответных сообщений о ходе работ напоминает сводки с театра военных действий. Вот некоторые из депеш. 20 ноября 1929 г. Окунев направляет «Центру» авторский эскиз ный проект, «составленный на основании пожеланий профессора Лабунцова», и ведомость необходимых стройматериалов, общий вес которых, без сто лярных изделий и кровельного железа (уже за купленного и доставленного на место стройки) составляет 700 т. «Считая, что на одну телегу мож но погрузить полтонны, для перевозки потребуется 1400 конных рейса или 50 лошадей в течение месяца в одну смену, а в две смены 100 лошадей. Две смены необ ходимы по дальности расстояния в 33 км. До сих пор движение, даже верховой лошади, по болотистым рай онам невозможно. Озеро Вудъявр не замерзло. Судить о времени вероятного замерзания озера и срока до вы падения глубоких снегов нет достаточных данных». 26 ноября начальник Колонизационного от дела Шелепугин и заведующий изысканиями и организацией производства Осиновский обрати лись в президиум Леноблсовнархоза с просьбой «оказать содействие к скорейшему получению ма териалов ввиду необходимости ускорить построй ку станции, работа которой будет иметь огромное значение для развития разработок апатитов и других полезных ископаемых Хибинских тундр». В марте все необходимые стройматериалы были доставлены, а в середине апреля начались плотницкие работы. Документы утаивают, отку да поступала «рабочая сила», а её требовалось всё больше и больше. Только для ускорения работ по проводке грунтовой дороги к станции А.Д. Оку- нев запросил у нового начальника Колонизаци онного отдела Г.Ф. Чиркина «рабочих (землекопов) - 200 чел., плотников (на мосты) - 20 чел., лошадей с рабочими при них и конюхами - 20, телег - 20, трак торов - 2, прицепных повозок к ним - 4, тачек с ком- сами - 60. Людей необходимо обеспечить продоволь ствием и жильём, лошадей фуражом и конюшнями, тракторы личным составом и материалами ». От вет на этот запрос содержится в протоколе № 88 Президиума Госплана РСФСР от 4 октября 1929 г.: «Просить НКТруд РСФСР и ОГПУ обеспечить раз работки необходимой рабочей силой, использовав для этого, в частности, организацию УСЛОН (Управление Соловецкими лагерями особого назначения)». За три недели до открытия «Тиэтты» Г.Ф. Чиркин напоминает строителю А.Д. Окуне- ву: «Из беседы с акад. А.Е. Ферсманом я выяснил, что открытие горной станции Академии наук предпо ложено 15 июня сего года. К этому сроку во времен ном помещении станции у оз. Вудъявр соберутся все научно-исследовательские отряды, ...ожидается при бытие целого ряда учёных, интересующихся хибин ской проблемой. Полагаю совершенно необходимым к этому числу подготовить проезд к зданию станции от автодороги, хотя бы для гужевого транспорта. В этих целях необходимо ускорить изыскание пути, выбрав максимально короткий вариант дороги (акад. Ферсман рекомендует провести дорогу непосред ственно по болотам вблизи оз. Большой Вудъявр) и максимально ускорить строительные работы. По договорённости моей с председателем гостреста «Апатит» тов. Кондриковым, вся рабо чая и техническая сила по достройке названной до роги будет полностью обеспечена продовольствием. О принятых вами к ускорению строительства ме рах прошу безотлагательно сообщить». Иначе освещает события А.Е. Ферсман: «Трест всецело пошёл навстречу, и вот в апреле 1930 г. начинается героический период перетаскивания на оленях частей стандартного дома, кирпича, глины, первого оборудования. Около 200 оленей местных ло парей заняты работою, более чем 2-метровый слой снега расчищается, чтобы начать строить здание в горах, на берегу одного из живописных озёр Хибинских тундр Малый Вудъявр. К началу весны оно было совер шенно готово, и когда 16 июня через снега и замёрзшие болота мы впервые пришли к новому дому, он оказал ся вполне готовым, чтобы принять научные отряды». 19 июня на «новоселье» присутствовали де путации всего малочисленного населения Хи бин. Среди них - управляющий трестом «Апа тит» В.И. Кондриков, геологи партии Научного института удобрений М.П. Фивег, Л.Б. Антонов, Г.С. Пронченко, зоолог В.Ю. Фридолин, ботаник С.С. Ганешин (проф. Ганешин вскоре, 30 сентября того же года, трагически погиб на г. Тахтарвум- чорр). В роли хозяев выступали А.Е. Ферсман с сы ном Сашей, участником одной из минералогиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz