Тиетта. 2010, N 2 (12).
51 Хибины осваивались бы «вахтовым» методом без перспектив развития горного дела. В.И. Кондри- ков решил создать градообразующее перспек тивное предприятие - «строить трест, который стал бы единым хозяином этого края» [6]. Из его деловой переписки в 1930 г. о колонизации края и кадрах для освоения Хибин: «Необходимо за крепление переселенцев в Хибинах, необходимо разработать правовое положение о переселенцах, проводить среди молодёжи массовую политико просветительную работу, направленную к классо вому перевоспитанию и к созданию из неё посто янных пролетарских кадров»; «как у нас делаются кадры: мы бывшего торговца превращаем в печ ника, бывшего кулака - в плотника, каменщика. Мы должны переработать не только трудящихся в другие области труда, мы должны переработать людей и в смысле их психологии, и в смысле их квалификации. Чтобы получить из них квалифи цированных рабочих, нельзя их сдать в институт. Задача нашей общественности - внедрить новые методы по втягиванию людей в производственную жизнь, в производственную деятельность. И мы решили пойти по этому пути. Мы откроем техни ческие курсы, которые впоследствии перерастут в химический ВТУЗ, мы добьёмся этого» [7]. Колонизация края, установка на переселен цев - это путь перспективного освоения Кольско го Севера. В то же время строительство требовало немедленного оснащения хибинской стройки ква лифицированными кадрами, и Кондриков шлёт во Всехимпром докладные: «.необходимы кадры специалистов: горняки, транспортники, инжене ры»; «до сих пор нет главного инженера, нельзя ли переманить кого-либо на Хибинские разработ ки?»; «вопреки существовавшей договоренности ОГПУ не даёт инженерно-технических работни ков из УСЛОНа»; «попробовать привлечь в трест иностранных рабочих-горняков на условиях без валютной оплаты в порядке эмиграции» [8]. В.И. Кондриков сумел убедить в необходи мости комплексного подхода к освоению края наркома тяжёлой промышленности Серго Ор джоникидзе, и он обращается в ЦК ВКП(б) с пись мом: «тяжёлые климатические условия затруд няют вербовку. Нужда в рабочей силе в 20 тыс. человек. Предлагаем освоение проводить посто янными кадрами из спецпереселенцев с семьями, как для строительства, так и для эксплуатации, желательно переселять в эти районы рабочих из административно высланных в лагеря особого на значения» [9]. Так в то время решались судьбы со тен людей. Архивные документы первых лет стро ительства треста «Апатит» свидетельствуют об огромном напряжении, в котором находился В.И. Кондриков: протоколы совещаний при управля ющем треста изобилуют разными вопросами - от снабжения продуктами, фуражом, промтовара ми до снижения себестоимости руды; о разработ ке плана по всестороннему изучению энергетиче ских ресурсов региона до организации на Севере предприятий по химической переработке Хибин ских апатитов и т.д. [10] Всехимпром всячески противодействовал строительству - не было ясности, где строить го род, обогатительную фабрику и железнодорож ную станцию. Зато советы, указания и приказы бюрократического характера «сыпались» «сверху» без конца: «вообще поражён тому обилию теле грамм, которое поступает из Всехимпрома из различных его отделов по различным вопросам и все без подписи. <...> Нельзя ли упорядочить это дело?». Кроме того, первоначальное задание по добыче апатитовой руды (100 тыс. т) было увели чено к середине года до 250 тыс. т [11]. Необходимо иметь огромное гражданское мужество, чтобы взять на себя ответственность за многие организационные решения. Оно у В.И. Кондрикова было, и хотя многие вопросы приходилось решать впервые, не хватало опыта, он и его команда всё «...решали сами. Если бы мы неправильно сделали это, то пошли бы под суд. Мы это прекрасно понимали, но ещё лучше по нимали, что проводить негодный проект - это тем более подсудное дело» [12]. «Над вопросом, как пустить руду, мы трудились полгода. Когда построили деревянный скат, то в первую же ночь его раздавили. Покрыли его железом - тоже не помогло. Покрыли железом 25 мм - то же самое. Ни один профессор не мог нам сказать, как надо делать, а мы дошли до этого своим собственным опытом. Мы знали, как пустить уголь, когда он те чёт по скатам, а вот когда течёт апатит, то он лист режет как бумагу. Вначале мы думали, что скла дов не нужно - вагон подходит и забирает руду, как в Америке, к несчастью, мы не в Америке. Нашим железным дорогам далеко до Америки. У нас такое положение, что склады необходимы, и такие склады, которые бы сохраняли руду, а то бывает так, что добытое ещё раз нужно добывать, а это хуже, чем рвать от скалы. Склад, где матери ал цементируется - это не склад, а несчастье» [13]. Срочно нужна была обогатительная фабри ка. Проект АНОФ-1 разрабатывал институт Меха- нобр, оборудование для фабрики закупили в Гер мании, но оно не соответствовало по масштабам строительства. В.И. Кондриков разыскивал и при возил в Хибиногорск инженеров. 12 июня 1930 г. утверждено место постройки, 1 июля артель зем лекопов стала копать котлован под фундамент бу дущей фабрики. Строительные работы продол жались круглогодично, и 8 сентября 1931 г. первая очередь АНОФ-1 была введена в эксплуатацию, за годработы окупив затраты на строительство. Сразу после установки оборудования авторы патента по дали в международный суд жалобу: оборудование установлено без их согласования. Тогда в Амери ку, в международный суд, был отправлен главный инженер строительно-монтажного управления В.Ю. Бранд. Он доказал, что инженеры апатито
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz