Тиетта. 2010, N 1 (11).

73 часть своего творчества: помимо «Тайной вечери», его кисти принадлежат полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», «Что есть истина (Христос и Пилат)?» и «Голгофа», поражающая необычным для того времени экспрессивным ха­ рактером письма. «Христологический цикл» - одна из самых сложных для осмысления и воплощения тем в изобразительном искусстве. Тем удивительней наблюдать результат её освоения детьми. Сегод­ ня она становится всё более востребованной: про­ водятся тематические конкурсы детского рисун­ ка, выставки различного уровня - от школьных до всероссийских и международных. Изучение детьми православной иконы как неотъемлемой части христианской культуры поддерживается крупнейшими музеями страны. Но в середи­ ну 1990-х гг. эта тема была непопулярна: страна переживала мощнейший политический кризис, изображение света, обозначающего в данном кон­ тексте божественную сущность. Свет в детских ри­ сунках очевиден и материален (особенно хорошо это прослеживается в композициях, изображаю­ щих Рождество) - он ярким снопом спускается с неба, соединяя Вифлеемскую звезду и ясли с мла­ денцем - наглядная метафора, предельно ясно объясняющая смысл происходящего. В диалоге ребёнка-художника и аудитории простота - самый краткий путь к сердцу зрителя. Именно простота позволяет проникнуться сюже­ том, ощутить его глубину, понять смысл, узрев за наивностью воплощения историю и легенду, соединённые в детском рисунке. Подтверждени­ ем тому стали многочисленные отзывы, оставлен­ ные посетителями «Рождественской выставки»: «Христианская легенда совсем юных художников с их незамутнённым воображением! < . > Изуче­ ние христианской культуры, в том числе и жи- Тимофеева Катя. 10 лет. «Поклонение пастухов» сказавшийся на всех сферах, в том числе культу­ ре и образовании. Появление подобного цикла рисунков могло стать возможным лишь благода­ ря инициативе смелого и талантливого педагога. Именно таким был Сергей Петрович Цыганков, вдохновивший своих маленьких учеников на соз­ дание уникальных рисунков. Сергей Петрович прекрасно знал русскую православную культу­ ру, сам занимался написанием икон, понимал важность изучения этой темы детьми. Впрочем, термин «изучение» в данном случае, пожалуй, не вполне уместен. Может ли ребёнок 9-10-ти лет «изучить» сложнейшую тему? Вряд ли. Он лишь «впитывает» сюжет, озвученный учителем, а за­ тем выражает свои мысли и чувства в рисунке, в котором всё просто, очевидно, наивно. Впрочем, необходимо признать: зачастую то, что представ­ ляет наибольшую сложность для профессиональ­ ного художника, не составляет ребёнку труда. На­ пример, композиционное построение картины (особенно многофигурной «Тайной вечери») или Бекис Тимофей. 10 лет. «Вход в иерусалим» вописи, в известной мере формирует кругозор и общую культуру и отдельного человека, и обще­ ства», «Работы изумительны! В нашем жестоком мире такая выставка - «светлое пятно и бальзам на душу», « . . потому что детская рука не лжёт и дарит искренность, добро и чистоту» 1. Организаторы благодарят преподавателя Детской художественной школы г. Апатиты Лилю Ивановну Цыганкову за предоставленные работы, директора Геологического института КНЦ РАН Юрия Леонидовича Войтеховского за возмож­ ность продемонстрировать их в стенах Геологиче­ ского института, а также всех зрителей, не остав­ шихся равнодушными. К.А. К олоб ова , искусствовед Т.А. Багринцева 1Книга отзывов «Рождественской выставки». Геологи­ ческий институт КНЦ РАН, 2009-2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz