Тиетта. 2010, N 1 (11).
73 часть своего творчества: помимо «Тайной вечери», его кисти принадлежат полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», «Что есть истина (Христос и Пилат)?» и «Голгофа», поражающая необычным для того времени экспрессивным ха рактером письма. «Христологический цикл» - одна из самых сложных для осмысления и воплощения тем в изобразительном искусстве. Тем удивительней наблюдать результат её освоения детьми. Сегод ня она становится всё более востребованной: про водятся тематические конкурсы детского рисун ка, выставки различного уровня - от школьных до всероссийских и международных. Изучение детьми православной иконы как неотъемлемой части христианской культуры поддерживается крупнейшими музеями страны. Но в середи ну 1990-х гг. эта тема была непопулярна: страна переживала мощнейший политический кризис, изображение света, обозначающего в данном кон тексте божественную сущность. Свет в детских ри сунках очевиден и материален (особенно хорошо это прослеживается в композициях, изображаю щих Рождество) - он ярким снопом спускается с неба, соединяя Вифлеемскую звезду и ясли с мла денцем - наглядная метафора, предельно ясно объясняющая смысл происходящего. В диалоге ребёнка-художника и аудитории простота - самый краткий путь к сердцу зрителя. Именно простота позволяет проникнуться сюже том, ощутить его глубину, понять смысл, узрев за наивностью воплощения историю и легенду, соединённые в детском рисунке. Подтверждени ем тому стали многочисленные отзывы, оставлен ные посетителями «Рождественской выставки»: «Христианская легенда совсем юных художников с их незамутнённым воображением! < . > Изуче ние христианской культуры, в том числе и жи- Тимофеева Катя. 10 лет. «Поклонение пастухов» сказавшийся на всех сферах, в том числе культу ре и образовании. Появление подобного цикла рисунков могло стать возможным лишь благода ря инициативе смелого и талантливого педагога. Именно таким был Сергей Петрович Цыганков, вдохновивший своих маленьких учеников на соз дание уникальных рисунков. Сергей Петрович прекрасно знал русскую православную культу ру, сам занимался написанием икон, понимал важность изучения этой темы детьми. Впрочем, термин «изучение» в данном случае, пожалуй, не вполне уместен. Может ли ребёнок 9-10-ти лет «изучить» сложнейшую тему? Вряд ли. Он лишь «впитывает» сюжет, озвученный учителем, а за тем выражает свои мысли и чувства в рисунке, в котором всё просто, очевидно, наивно. Впрочем, необходимо признать: зачастую то, что представ ляет наибольшую сложность для профессиональ ного художника, не составляет ребёнку труда. На пример, композиционное построение картины (особенно многофигурной «Тайной вечери») или Бекис Тимофей. 10 лет. «Вход в иерусалим» вописи, в известной мере формирует кругозор и общую культуру и отдельного человека, и обще ства», «Работы изумительны! В нашем жестоком мире такая выставка - «светлое пятно и бальзам на душу», « . . потому что детская рука не лжёт и дарит искренность, добро и чистоту» 1. Организаторы благодарят преподавателя Детской художественной школы г. Апатиты Лилю Ивановну Цыганкову за предоставленные работы, директора Геологического института КНЦ РАН Юрия Леонидовича Войтеховского за возмож ность продемонстрировать их в стенах Геологиче ского института, а также всех зрителей, не остав шихся равнодушными. К.А. К олоб ова , искусствовед Т.А. Багринцева 1Книга отзывов «Рождественской выставки». Геологи ческий институт КНЦ РАН, 2009-2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz