Тиетта. 2010, N 1 (11).
71 напоминающую. В этом смысле - бесформенную форму. Но если не напоминает - значит, молчит? Ничуть! Если бы напоминала - говорила бы о конкретном, ограниченном, земном. А так - чистая форма, обиталище всех мыслимых форм. Как белый холст, набрякший всеми красками сра зу. Как оглушительная тишина, у которой в горле - вся какофония мира. Так же невыразима, неиз- лагаема. И потому терзается Генри Мур, снова и снова узнавая в рукотворном мирское и не умея прекратить эту привязанность. То же - Айги. Он только что сочинил «Стихотворение-название: белая бабочка, переле тающая через сжатое поле». Вам нравится назва ние? Вы ждёте стихотворение? Оно уже прозвуча ло! Название. Белая страница как сжатое поле... Внизу - 1 9 8 2 . И ничего кроме! Почему? Так ведь ни к чему! Если вы видели сжатое поле и белую бабочку, через него перелетающую. Вспомните, пока длятся пустые строки, истончаются мгно вения, подаренные вам для рефлексии поэтом. Вспомнили? Значит, для вас стихотворение прозву чало. Айги лукавит. Не всё оно - в названии. Очень важны эти строки немоты. Может быть, даже всё оно - в этих строчках. А название - те же рамки с картины Глазунова, те же звуки из соло Кэйджа. Они вам нужны - и не нужны. Айги намекает на то, о чём следовало бы молчать. Лишь немота - при годная обёртка для всех смыслов сразу. Чем всё это достигается? Об этом знают толь ко художники, музыканты и поэты. Каждый из них уносит тайну с собой . Ю.Л. Войтеховский, проф., д.г.-м.н. On December 29, 2010 the Geological Institute KSC RAS hosted «The Christmas Exhibition». Presented were pictures on Biblical motives made by young students o f Apatity Children School for Arts. The series was made under supervision of talented artist and remarkable teacher Sergey P. Tsygankov, who diseased in 2000. With the works having failed to see the daylight during the master's lifetime, the current exhibition is dedicated to his blessed memory. Art critic Xenia A. Kolobova and Tamara A. Bagrintseva provide for a global outlook o f the Biblical motives in the world art and analyze works of the current exhibition. рОЖДЕСТВ1ЕНСКАЯ ВЫСТАВКА 29 д е к а б р я 2009 г. в Геоло гическом инсти туте КНЦ РАН состоялось откры тие выставки ра бот воспитанников Детской художе ственной школы г. Апатиты с сим воличным в све те п р и б л иж а в шихся н о во го д них праздников названием - «Рож дественская». Рабо ты выполнены уче никами талантливого художника и педагога Сергея Петровича Цыганкова, ушедшего из жизни в 2000 г. Его светлой памяти и посвящена «Рождественская выстав ка». К сожалению, ей не суждено было состояться при жизни художника - 15 лет детские картины ждали своего часа. Всех их объединяет единая тематика - би блейские сюжеты так называемого христологическо- го цикла наиболее значимых событий жизни Иисуса Христа: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избие ние младенцев», «Вход в Иерусалим», «Тайная вече ря», «Выход в Гефсиманский сад», «Преображение», «Поцелуй Иуды» и даже «Распятие». На протяжении столетий все вышеперечис ленные сюжеты отражались и в русской иконопи си, и западноевропейской живописи. В русской традиции преобладают сюжеты особо почитае мых православной церковью двунадесятых празд ников: «Вход Господень в Иерусалим», «Преобра жение», «Рождество Хр стово». Сюжет «Лобза ние Иуды» не получил такого распространения, как в западноевропейском искусстве (достаточно вспомнить знаменитые полотна Джотто и Кара ваджо). А вот сюжет «Тайной вечери» на полот нах русских и зарубежных мастеров встречается одинаково часто. В эпоху Возрождения к нему обращались Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, А. Дюрер, Тинторетто, позже - Н. Пуссен и П. Ру бенс, в середине ХХ в. свою «Тайную вечерю» на писал скандально известный испанец Сальвадор Дали. Подобные картины есть и у русских жи вописцев. «Тайная вечеря» Н.Н. Ге замечательна колористическим решением - картина написана не на привычно белом грунте, а на красном, что придаёт ей особенное свечение, теплоту. Н.Н. Ге посвятил «христологическому циклу» большую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz