Тиетта. 2010, N 1 (11).
70 От главного редакт ора Кажется, это было в середине 1980-х. Был поздний зимний вечер. Я торопился по морозцу домой, в аспирантское общежитие. Глядь - навстречу стоматолог Саша Селицкий. Давай, говорит, зайдём куда-нибудь согреться. Отчего ж не зайти! Идём. Тут из-за поворота - худощавая фигура. Издалека улыбается. Стало быть, Сашкин знакомый. Игорь Чайковский. Пойдём, говорит, ко мне. Знакомство надо скрепить. И вот мы в гостях у художника. Осматриваюсь. Квартира как квартира. Художествен ного беспорядка - в меру. Картины на стенах. Картины под диваном и за ним. Одна на штативе, при крыта тряпицей. Любопытно. Приподнял. Подсмотрел - огромные маки пышут ядовитым ж ар ом . Тут и напитки подоспели. Сам собой начался разговор о науках и искусствах, мастерах и ремеслен никах. Не скажу, что мнения всегда совпадали. В такие моменты Сашка из дальнего угла подшучивал: «Вы спорьте, спорьте! Не стесняйтесь! Зубы я лечу по средам, а вставляю по пятницам!» Разошлись под утро, договорившись о том, что в науке и искусстве никак нельзя без творчества и что важнейшим из искусств и наук для нас является . стоматология. Мальчишник у д а л ся . Жизнь развела в разные стороны. Но всегда приятно было встречать Игоря в городе с улыбкой, просвечивающей сквозь бороду, и жать его руку с длинными пальцами и хрупким, тонким запястьем . Посвящается И. Чайковскому Вот Илья Глазунов. Берёт белый холст. Белым маслом населяет его кромешным снегопадом. Всё собой заполняющим. Спокойным. Даже равно душным. А в центре - едва-едва различимый бре дёт странник. Тоже белый. И весь этот странный мир цвета праха - в акцентировано грубой, топор но сработанной раме. Из плах. Берёзовых. Тоже белых. На фоне белой стены не нужных, белёсым абрисом белизну из белизны не вырезающих. Кто этот путник? И он, и ты, и я. Зачем бредёт? Об речён, не сам собой призван, не может иначе. Шаг за шагом раздвигает рамки своего мирка в про странстве стены - мира. Ищет красок, чтобы его расцветить. И не находит. Но не удовлетворяется. Для максималиста мир всегда остаётся белым фо ном невыразимого многоцветья, своей белизной о нём заявляющим. А вот Кристиан Линдберг. Берёт в руки тромбон и за семнадцать с половиной минут из влекает из него полтора десятка чистых звуков. От едва слышного, осторожного, с грустью, протяж ного вздоха до резкого, совершенно отвращающе го вопля, крика, стона. Но слух настораживают и режут не они, а долгие-долгие паузы. Чьи это звуки? И его, и твои, и мои. Чьи паузы? Мира. Звуки лишь трассируют редким пунктиром его невыразимое многозвучье. Их было бы достаточ но всего двух в одномерном континууме тишины. В начале и в конце. Высказать полифонию они не в силах. Но суть соло - не в череде вздохов, всхли пов, вскриков, а в тишине между ними. И это соло тишины Джона Кэйджа началось не с его первой ноты, а с сотворения мира, и не завершится с уга санием последнего эха под сводами зала. Тишина - единственное вместилище многоголосья мира в его полноте. Или Генри Мур. Его поразила пластика сло новьего черепа, подаренного ему на день рожде ния. Она почти совершенна! Теперь Мур берёт ка менную глыбу и отсекает лишнее, ища в ней иде альную форму. Но абсолют не может походить на что-то знакомое. И он ищет форму, ничего не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz