Тиетта. 2010, N 1 (11).

ORNAMENTS ARE BUT ABSORBING 37 The article reports on a seminar carried our by Chairman of the Kola Branch o f the Russian Mineralogical Society and Director o f the Geological Institute KSC RAS Prof. Yu.L. Voytekhovsky in the Children School of Arts o f Apatity on December 7, 2009. Recently, friendly ties between the two institutions provided the «Red horse» exhibition in the Geological Institute and a series of articles in The Tietta by the tutor of little artists from the School o f Arts Xenia Kolobova. The current seminar was dedicated to ornaments applicable to painting. Patterns to examine were 31 types of bands and one- and two-colour elements according to Acad. A.V. Shubnikov. When a student, Prof. Voytekhovsky had an absorbing lecture on ornaments and the psychological ground of their use by different peoples. The lecture was given by Hungarian researcher Denes Nagy and the current seminar in the School ofArts became somewhat afollow up of the introduction o f the young into the gripping world of ornaments. ОрНАМЕНТ - ЭТ0 ИНТЕРЕСН 0 ! «Мои ученицы очень любят рисовать ре­ продукции с картин великих мастеров. Мы уже весь Эрмитаж перерисовали. А в начале декабря у нас будет занятие по орнаментам.», - сказала Ксения Колобова, преподаватель Детской школы искусств г. Апатиты. И мне вспомнился удиви­ тельный день из студенческой жизни. Дело было весной 1980 или 1981 г. Я уже был старшекурс­ ником Ленинградского горного института. Пора было задуматься о будущем. Брезжила мысль: а не пойти ли в науку? Чтобы ощутить научную атмос­ феру, не пропускал ни одной конференции в сте­ нах института. Самыми яркими и профильными были Фёдоровские сессии. В них был особенный колорит от присутствия И.И. Шафрановского, Д.П. Григорьева и других уже ушедших профес­ соров - с одной стороны, и неповторимым демо­ кратическим духом - с другой. Оргкомитеты Фё­ доровских сессий всегда приветствовали участие в них научной молодёжи. И вот однажды председательствовавший на заседании И.И. Шафрановский объявил: «А сей­ час перед вами выступит мой аспирант из Венгрии Дэнеш Надь. Должен сказать, тема несколько нео­ бычная, но - хм - почему бы и нет?» В старой би­ блиотеке ВМО погас свет, отчего огромные шкафы с древними фолиантами стали казаться ещё более та­ инственными, в конце зала под кем-то тяжело вздох­ нул чёрный дермантиновый диван, на котором, по­ говаривали, сиживал сам Е.С. Фёдоров. Изложение разворачивалось неспешно, началось с нескольких определений из кристаллографии, продолжилось списками одно- и двусторонних розеток, бордюров, лент, стержней, орнаментов... Но чувствовалось, что докладчик подготовил сюрприз. Что-то же прячет­ ся за «хм», обратившим на себя всеобщее внимание! «Посмотрим, наконец, как теория прелом­ ляется в практике», - сказал докладчик, и на его лице заиграла озорная улыбка. «Во время аспи­ рантских каникул я проехал всю Европу и евро­ пейскую часть Советского Союза, везде собирая орнаменты». И после паузы: «Вы думаете, это просто - собирать орнаменты? Очень непросто, даже опасно! Потому что они обычно водятся на рукавах и подолах у девушек. Чтобы срисовать редкий орнамент с занавески, приходилось даже к некоторым напрашиваться в го с ти .» Рассказ сопровождался показом множества ярких слай­ дов, весело комментируемых из тёмного зала. «А вот и вывод, - наконец произнёс Дэнеш Надь. - Анализ показал, что ощущение гармонии глубо­ ко национально. Орнаменты, которые с любовью вышивают славянские девушки, не всегда нравят­ ся финно-угорским, и наоборот.» Излишне го­ ворить, что доклад вызвал у слушателей восторг и внёс большое оживление. Всё это я пересказал Ксении, и как-то вдруг родилась идея провести урок в Детской школе ис­ кусств г. Апатиты, который и состоялся 7 декабря 2009 г. (рис.). Ох и непросто объяснять десятилет­ кам понятия порядка, плоскостей и осей симме­ трии, центра инверсии! Но мы быстро договори­ лись о том, что порядок - это такое состояние дел, при котором каждая вещь находится на своём месте, а всё, что происходит, происходит в своё время. Отсюда перебросили мостик к понятию определённости, предсказуемости, трансляции. И вот уже бодро рисуем 31 тип лент из одно- и двуцветных элементов, по А.В. Шубникову (рис.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz