Тиетта. 2010, N 1 (11).

18 того, GPS-навигаторы, позволяющие определять точные координаты находок, появились сравни­ тельно недавно, а потому прежние данные о местах произрастания «краснокнижных» видов требуют уточнения. Первая экспедиция Кольского центра охраны дикой природы на п-ова Средний и Рыбачий со­ стоялась в 2003 г., а с 2007 г. при поддержке Всемир­ ного фонда природы начались ежегодные обсле­ дования. Состав экспедиции в течение последних двух лет неизменен: А.В. Разумовская - ботаник из С.-Петербургского ботанического института РАН, К.Б. Попова - геоботаник из МГУ, я - началь­ ник экспедиции, лихенолог и геоботаник, пите­ рец Г.П. Пушкин - водитель и кинооператор. Ещё один член отряда - В.В. Лупачек. В нашей компа­ нии он новичок. Совсем недавно жил в Москве и не помышлял ни о каких северах, баренцевых мо­ рях и тундрах. Mitsubishi Delica. Фото: А.В. Разумовская. Photo: A.V. Razumovskaya. Маршруты мы прокладывали на Mitsubishi Delica, что значительно облегчало проведение ра­ бот. Дорог на Среднем и Рыбачьем много. Они ведут ко всем существовавшим ранее населённым пунктам. Грунтовая дорога от р. Титовки до пере­ шейка Средний-Рыбачий отличная, и движение там оживлённое: глубоким вечером нас резво обогнала легковая иномарка, а на обратном пути на перевале мы встретили несколько такси! Но большей частью дороги, особенно в глубине по­ луостровов, преодолевать сложно из-за каменных россыпей и глубоких луж. Восточная часть Рыба­ чьего доступна лишь вездеходам (и пешеходам, разумеется). Mitsubishi Delica была полноправным чле­ ном отряда, все относились к ней с нежностью. И машинка отвечала взаимностью, несмотря на преклонный возраст и далеко не идеальное со­ стояние. После поверхностного ремонта она ис­ правно возила нас, ныряя в лужи и карабкаясь по каменным кручам. Кроме того, это была отличная Вид на п-ов Средний с хр. Муста-Тунтури. Фото: О.В. Петрова. Panorama of the Sredny Peninsula from the Musta Tunturi Ridge. Photo: O.V. Petrova. кают-компания, где мы разбирали собранный ма­ териал, сушили газеты и гербарий, хранили ап­ паратуру и с комфортом ужинали. Из маршрутов обычно возвращались к полуночи, а в девять вече­ ра в центральной части Рыбачьего солнце и Голь­ фстрим и вовсе пропадали, так что машина была для нас спасением. Словно извиняясь за неделю дождей перед нашим отъездом, весь путь от Оленегорска при­ рода радовала нас отличной погодой. Правда, в р-не Чёртова перевала мы попали в такую плот­ ную облачность, что видимость составляла не­ сколько метров. Р. Титовка встретила нас привет­ ливо. Пропускной режим на Рыбачий отменён, и теперь туда не едет только ленивый: любители внедорожной езды и велосипедисты, автомобили­ сты и квадроциклисты, дайверы и поисковики - туристы стягиваются сюда со всей страны по делу или просто порыбачить на природе. В посёлке бу­ ровиков между Средним и Рыбачьим нам встре­ тились путешествующие москвичи с картой Ры­ бачьего из «Яндекса». Их первым вопросом было: «Где тут ближайшая заправка?». На Червяном Губа Скорбеевская. Фото: А.В. Разумовская. Skorbeevskaya Bay. Photo: A.V. Razumovskaya.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz