Тиетта. 2010, N 4 (14).

44 Чередование представленных петроглифа­ ми двух основных тем: лесная охота и охота на морского зверя - также может говорить в пользу того, что о-ва Канозера являлись местом выпол­ нения обрядов, связанных с сезонной сменой уго­ дий и, соответственно, типа хозяйственной дея­ тельности. Вероятно, петроглифы выбивались в ключевой момент охотничьего цикла - переход с весеннего промысла оленя, лося и медведя, тя­ готеющий к центральной части п-ова, на летний промысел морского зверя, связанный с освобо­ дившимся от зимнего льда побережьем Белого моря. Присутствие на скалах петроглифов различ­ ных стилей, длительное существование традиции их создания, а также стилистическое сходство изо­ бражений с наскальными рисунками из других уголков Фенноскандии говорит о том, что Канозе- ро могло быть местом соприкосновения различ­ ных культур, и здесь, очно либо заочно, происхо­ дило заимствование художественных идей. Изменения климатических и географических условий привели к исчезновению определённых видов промысла, смене торговых путей и сезон­ ных миграций, что сказалось как на тематике пе­ троглифов, так и на деградации традиции выби­ вания рисунков в определённый период. Топоним Канозеро, по-саамски «Кано- явврь», также может быть связан с транспортным путём. Возможно, он происходит от саамского слова «кайн», «кеайн», «кейн», которое означа­ ет «место, где проходит зимняя дорога; зимник, проезжее место» - этот саамский субстрат часто встречается среди топонимов Кольского п-ова. В наши дни Канозеро вновь стало транс­ портным путём для туристов-водников, и нена­ долго традиция оставлять свою выбивку в знак посещения этого места возродилась вновь в виде посетительских надписей. Это также косвенным образом свидетельствует в пользу того, что тра­ диция выбивания рисунков на скалах в древно­ сти была связана с транспортным путём через Канозеро. Посёлки на Канозере Впервые Кане озеро упоминается в летопи­ сях в 1558 г. как угодье жителей деревни Умба Двинского уезда. Угодья умбян и собственно Двинский уезд заканчивались возле Л оп ар ск о­ го п ор о га р. Умбы, название которого, видимо, отмечало границу земель саамов Кольского уез­ да. Сведений в летописях о том, что на Канозе- ре существовал саамский погост, не имеется. Но имеются некоторые археологические свидетель­ ства здесь саамов. Так, на западном берегу озе­ ра, рядом с поросшими ягелем скалами, куда любит выходить дикий олень, найдены ловчие ямы, с помощью которых охотились саамы. На о. Большой Подмунский (Горелый) обнаружено саамское захоронение. Может быть, деревни Ка- Наскальные изображ ения. нозеро и Подмуна появились на месте древних саамских поселений? В 1911 г. первую вежу - жи­ лище старика саама Семёна Галкина - Владимир Визе встречает лишь на Капустных озёрах, выше по течению реки Умба. В конце XIX в. на Канозерском п о р о ге о б о ­ сновались карелы. В.Ю. Визе: У самого порога, на берегу реки, стоит беляев- ская пекарня с кладовой; кроме того, около устья нахо­ дится несколько изб, принадлежащих карелам, имею-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz