Тиетта. 2010, N 4 (14).
44 Чередование представленных петроглифа ми двух основных тем: лесная охота и охота на морского зверя - также может говорить в пользу того, что о-ва Канозера являлись местом выпол нения обрядов, связанных с сезонной сменой уго дий и, соответственно, типа хозяйственной дея тельности. Вероятно, петроглифы выбивались в ключевой момент охотничьего цикла - переход с весеннего промысла оленя, лося и медведя, тя готеющий к центральной части п-ова, на летний промысел морского зверя, связанный с освобо дившимся от зимнего льда побережьем Белого моря. Присутствие на скалах петроглифов различ ных стилей, длительное существование традиции их создания, а также стилистическое сходство изо бражений с наскальными рисунками из других уголков Фенноскандии говорит о том, что Канозе- ро могло быть местом соприкосновения различ ных культур, и здесь, очно либо заочно, происхо дило заимствование художественных идей. Изменения климатических и географических условий привели к исчезновению определённых видов промысла, смене торговых путей и сезон ных миграций, что сказалось как на тематике пе троглифов, так и на деградации традиции выби вания рисунков в определённый период. Топоним Канозеро, по-саамски «Кано- явврь», также может быть связан с транспортным путём. Возможно, он происходит от саамского слова «кайн», «кеайн», «кейн», которое означа ет «место, где проходит зимняя дорога; зимник, проезжее место» - этот саамский субстрат часто встречается среди топонимов Кольского п-ова. В наши дни Канозеро вновь стало транс портным путём для туристов-водников, и нена долго традиция оставлять свою выбивку в знак посещения этого места возродилась вновь в виде посетительских надписей. Это также косвенным образом свидетельствует в пользу того, что тра диция выбивания рисунков на скалах в древно сти была связана с транспортным путём через Канозеро. Посёлки на Канозере Впервые Кане озеро упоминается в летопи сях в 1558 г. как угодье жителей деревни Умба Двинского уезда. Угодья умбян и собственно Двинский уезд заканчивались возле Л оп ар ск о го п ор о га р. Умбы, название которого, видимо, отмечало границу земель саамов Кольского уез да. Сведений в летописях о том, что на Канозе- ре существовал саамский погост, не имеется. Но имеются некоторые археологические свидетель ства здесь саамов. Так, на западном берегу озе ра, рядом с поросшими ягелем скалами, куда любит выходить дикий олень, найдены ловчие ямы, с помощью которых охотились саамы. На о. Большой Подмунский (Горелый) обнаружено саамское захоронение. Может быть, деревни Ка- Наскальные изображ ения. нозеро и Подмуна появились на месте древних саамских поселений? В 1911 г. первую вежу - жи лище старика саама Семёна Галкина - Владимир Визе встречает лишь на Капустных озёрах, выше по течению реки Умба. В конце XIX в. на Канозерском п о р о ге о б о сновались карелы. В.Ю. Визе: У самого порога, на берегу реки, стоит беляев- ская пекарня с кладовой; кроме того, около устья нахо дится несколько изб, принадлежащих карелам, имею-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz