Тиетта. 2010, N 4 (14).

34 см е лы й ч е л о в е к 1 BRAVE MAN Cand. Sci. (Geol.-mineral.) Eu.B. Khalezova shares memories on her late teacher K.A. Vlasov, who was remarkably brave to employ in his laboratory a student, whosefather had been repressed. That student was the author of the article. 21 июня 1948 г. мы выехали из Москвы по­ ездом Москва-Мурманск. Народ был молодой и весёлый. Два дня пролетели незаметно, и вот по­ езд подходит к станции Оленья (теперь г. Олене­ горск). Нас встретила машина, отправленная за­ ранее платформой, и через несколько часов пути по ухабистой дороге мы подъехали к северному окончанию Ловозёрского массива, у подножия которого расположилось маленькое оз. Ильма, окружённое невысоким кустарником, карлико­ вой берёзкой и зарослями черники. На берегу этого озера мы и поставили наш лагерь. Начался полевой сезон, о котором до сих пор остались са­ мые тёплые воспоминания. Отряд был очень дружным. Первые маршру­ ты были коллективными. Кузьма Алексеевич во­ дил нас в горы, учил искать пегматитовые жилы, описывать их и зарисовывать взаимоотношения минералов. Кузьма Алексеевич был не только на­ учным руководителем. Он был нашим добрым на­ ставником и другом, по-отечески заботился обо всех. Каждый из нас, отправляясь в горы, был обя­ зан взять с собой тёплую одежду. Помню, в один из тёплых солнечных дней я пошла в маршрут на­ легке. Прошли уже некоторую часть пути вверх по склону, и вдруг Кузьма Алексеевич заметил, что я без ватника. «Женя, где твой ватник?» - спросил он. «Сегодня же тепло, и я оставила его в палатке», - ответила я. «Сейчас же возвращайся, бери ватник и догоняй нас. Тут погода очень непостоянная, мо­ жет мгновенно похолодать и пойти снег,» - сказал он тоном, не допускающим возражения. Пришлось подчиниться, а потом пыхтеть, догоняя отряд. Когда позволяла погода, мы отправлялись в дальние маршруты. Однажды решено было совершить трёхдневный маршрут на г. Вавн- бед, расположенную в 20 км от нашего лагеря в северо-восточной части массива. Рано утром ма­ шина подбросила нас по дороге километра на три. Дальше дороги не было. Мы сгрузились, на­ вьючили на себя рюкзаки и спальные мешки и тронулись в путь. Шли по склонам гг. Пьялким- пор и Флора. По дороге сделали привал; развели костерок, вскипятили воду из ручья, поели хлеба с воблой и отправились дальше. Поздним вече­ ром пришли к подножию г. Вавнбед. Гора была сглаженная, округлой формы и до половины по­ крытая лесом. «Ну вот мы и достигли цели, - ска­ зал Кузьма Алексеевич, - сейчас разведём костёр и вскипятим чай». К.А. Власов, 1957 г. K.A. Vlasov, 1957. Все устали и разлеглись на земле. Кузьма Алексеевич взялся за костёр, а я с Володей Федо­ ровичем отправилась собирать чернику. Когда мы вернулись, на костре кипела начищенная Ва­ сей Петеримовичем картошка и булькала вода в чайнике. Бросили туда собранную чернику и усе­ лись вокруг костра ужинать. А потом легли спать. Было тепло, и в мешки залезать не стали, а легли сверху, завернувшись во вкладыши. Но уснуть не удалось ни на минуту. Кругом ни ветерка. В воз­ духе стоял звон от комаров, и неистовствовала мошка. Скоро вкладыши были расцвечены пят­ нышками крови. Промучившись около часа, мы услышали голос нашего начальника: «Вставайте, ребята. Берите ватники, вкладыши и полезем на вершину. Там будет дуть ветерок, который разго­ нит всю эту нечисть». Вавнбед был ниже и более сглажен, чем дру­ гие горы, но всё-таки ушло часа полтора, пока мы, сонные и вялые, доползли до его вершины. Там действительно дул небольшой ветерок. Кузь­ ма Алексеевич разжёг маленький костерок из со­ бранного по дороге можжевельника. Мы легли с подветренной стороны и, окуриваемые едким ды­ мом, погрузились в недолгий сон. Через два часа пора уже было спускаться и приниматься за ра­ боту. Внизу нас опять донимала мошка. Она за- 1Полная статья опубликованав книге: КузьмаАлексеевичВласов. Научная деятельность. Воспоминания. Хроника / Отв. ред. А.А. Кременецкий, Т.И. Нефёдова. М.: ИМГРЭ, 1977. 219 с. - Е.Х.