Тиетта. 2009, N 4 (10).

7 А. Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди. 183*243 мм. Государственный Эрмитаж. Год создания (1514) обозна­ чен на ней дважды: в нижнем правом углу над моно­ граммой художника и в нижней строке магического квадрата. A. Durer. Melancholy. Copper engraving. 183*243 mm. The State Hermitage. The year of creation (1514) is shown twice: in the bottom of the right corner under the master's monogram and in the bottom line of the magical cube. глубже других осознать суетность мира. Следова­ тельно, она более чутка к прекрасному. Поэтому настоящим художником, поэтом или учёным мо­ жет быть только меланхолик. Итальянцы изобра­ жали меланхолию в виде человека с обнажённым мечом, сопровождаемого львом (символ раздра­ жительности и гнева), или в виде худого юноши, кормящего свиней (символ коварства и грубости). А вот художники Северной Европы быстро вос­ приняли новые идеи о творческом потенциале меланхолии. «Меланхолия» Дюрера - манифест этого течения. Что пишут об аллегориях, зало­ женных в гравюре? Фигура Меланхолии. Символ болезненных переживаний, неуверенности в себе и тоски. В то же время, окружающие её предметы говорят о тяге людей этого темперамента к знаниям и ду­ ховному развитию. Комета. По астрологическим представлени­ ям, меланхолики рождаются под знаком Сатур­ на, все кометы притягиваются этой планетой. Согласно античной мифологии, Сатурн старше других богов и потому мудрее их. Летучая мышь. Символ сумрака, в который погружены души меланхоликов. Римская циф­ ра «I» в надписи «Меланхолия I», возможно, по­ ставлена Дюрером под влиянием книг немецко­ го чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, утверждавшего, что меланхолия - первая ступень гениальности. Лестница. Аллегория способности к позна­ нию истины, которая, конечно, вверху - там, где живут ангелы. Тигель для плавки свинца. Свинец считался земным воплощением Сатурна. Алхимики пола­ гали, что он легче всего может быть преобразован в золото, несмотря на свой невзрачный вид. Собака. Это близкое к человеку животное - аллегория меланхолии из-за развитого интеллек­ та и склонности к бешенству, которое тогда счита­ ли душевным заболеванием. Жёрнов и циркуль. Атрибуты геометрии и агрономии, покровитель которых - Сатурн. Колокольчик и песочные часы. Указывают на мрачные размышления о смерти, присущие ме­ ланхоликам. Магический квадрат. Это квадрат с последо­ вательными и неповторяющимися числами на­ турального ряда, сумма которых по всем гори­ зонталям, вертикалям и диагоналям одинакова. Полагали, что он усиливает влияние Юпитера, вселяющего в человека жизнерадостность. Венок из лютиков. Считалось, что этот цве­ ток смягчает меланхолическую тоску. Ключи и кошелёк. Символы богатства и вла­ сти, которыми также управляет Сатурн. Фигурка ребёнка. Аллегория практической жизни. Малыш что-то пишет на дощечке. Воз­ можно, это намёк на то, что по духовному разви­ тию практические люди подобны детям в сравне­ нии с меланхоликами. Столярные инструменты. Символы созида­ ния, ведь сам Иисус был плотником. Весы, многогранник (стоящий не на самой устойчивой грани) и шар. Указывают на неустой­ чивость меланхолического темперамента - такие люди подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Ренессанса это считалось большим досто­ инством. В трактате XV в. говорится, что «под­ верженные то депрессии, то экспансивности ме­ ланхолики как будто балансируют между двумя пропастями; зато путь их пролегает выше уровня посредственности; своей одарённостью они пре­ восходят прочих смертных». И всё же самое загадочное в гравюре - мно­ гогранник, несоразмерно крупный по сравнению с другими элементами композиции. К тому же, Меланхолия смотрит именно на него. Что в нём? Об этом - следующая статья известного кристал­ лографа и историка науки проф. А.И. Глазова, СПГГИ (ТУ). Ю.Л. Войтеховский, д.г.-м.н., проф.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz