Тиетта. 2009, N 4 (10).
7 А. Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди. 183*243 мм. Государственный Эрмитаж. Год создания (1514) обозна чен на ней дважды: в нижнем правом углу над моно граммой художника и в нижней строке магического квадрата. A. Durer. Melancholy. Copper engraving. 183*243 mm. The State Hermitage. The year of creation (1514) is shown twice: in the bottom of the right corner under the master's monogram and in the bottom line of the magical cube. глубже других осознать суетность мира. Следова тельно, она более чутка к прекрасному. Поэтому настоящим художником, поэтом или учёным мо жет быть только меланхолик. Итальянцы изобра жали меланхолию в виде человека с обнажённым мечом, сопровождаемого львом (символ раздра жительности и гнева), или в виде худого юноши, кормящего свиней (символ коварства и грубости). А вот художники Северной Европы быстро вос приняли новые идеи о творческом потенциале меланхолии. «Меланхолия» Дюрера - манифест этого течения. Что пишут об аллегориях, зало женных в гравюре? Фигура Меланхолии. Символ болезненных переживаний, неуверенности в себе и тоски. В то же время, окружающие её предметы говорят о тяге людей этого темперамента к знаниям и ду ховному развитию. Комета. По астрологическим представлени ям, меланхолики рождаются под знаком Сатур на, все кометы притягиваются этой планетой. Согласно античной мифологии, Сатурн старше других богов и потому мудрее их. Летучая мышь. Символ сумрака, в который погружены души меланхоликов. Римская циф ра «I» в надписи «Меланхолия I», возможно, по ставлена Дюрером под влиянием книг немецко го чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, утверждавшего, что меланхолия - первая ступень гениальности. Лестница. Аллегория способности к позна нию истины, которая, конечно, вверху - там, где живут ангелы. Тигель для плавки свинца. Свинец считался земным воплощением Сатурна. Алхимики пола гали, что он легче всего может быть преобразован в золото, несмотря на свой невзрачный вид. Собака. Это близкое к человеку животное - аллегория меланхолии из-за развитого интеллек та и склонности к бешенству, которое тогда счита ли душевным заболеванием. Жёрнов и циркуль. Атрибуты геометрии и агрономии, покровитель которых - Сатурн. Колокольчик и песочные часы. Указывают на мрачные размышления о смерти, присущие ме ланхоликам. Магический квадрат. Это квадрат с последо вательными и неповторяющимися числами на турального ряда, сумма которых по всем гори зонталям, вертикалям и диагоналям одинакова. Полагали, что он усиливает влияние Юпитера, вселяющего в человека жизнерадостность. Венок из лютиков. Считалось, что этот цве ток смягчает меланхолическую тоску. Ключи и кошелёк. Символы богатства и вла сти, которыми также управляет Сатурн. Фигурка ребёнка. Аллегория практической жизни. Малыш что-то пишет на дощечке. Воз можно, это намёк на то, что по духовному разви тию практические люди подобны детям в сравне нии с меланхоликами. Столярные инструменты. Символы созида ния, ведь сам Иисус был плотником. Весы, многогранник (стоящий не на самой устойчивой грани) и шар. Указывают на неустой чивость меланхолического темперамента - такие люди подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Ренессанса это считалось большим досто инством. В трактате XV в. говорится, что «под верженные то депрессии, то экспансивности ме ланхолики как будто балансируют между двумя пропастями; зато путь их пролегает выше уровня посредственности; своей одарённостью они пре восходят прочих смертных». И всё же самое загадочное в гравюре - мно гогранник, несоразмерно крупный по сравнению с другими элементами композиции. К тому же, Меланхолия смотрит именно на него. Что в нём? Об этом - следующая статья известного кристал лографа и историка науки проф. А.И. Глазова, СПГГИ (ТУ). Ю.Л. Войтеховский, д.г.-м.н., проф.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz