Тиетта. 2009, N 4 (10).

6 гическим и физическим феноменам. Но какой бы проблеме ни были они посвящены, принцип дис- симметрии всегда играет фундаментальную роль. В той мере, в какой он связывает причины и след­ ствия, фиксируя те и другие точечными группами симметрии в качестве статических или динами­ ческих инвариантов - в той же мере он является философским принципом упорядочивающего мышления, в равной степени глядящего в окру­ жающий универсум и внутрь себя. Список литературы 1. Войтеховский Ю.Л., Степенщиков Д.Г. Ре­ альные кристаллографические простые формы // Зап. ВМО. 2004. № 2. С. 118-126. 2. Войтеховский Ю.Л., Степенщиков Д.Г. Комбинаторная кристалломорфология. Ре­ альные кристаллографические простые формы. Апатиты: Изд-во K & M, 2004. 275 с. 3. Войтеховский Ю.Л., Степенщиков Д.Г. Комбинаторная кристалломорфология. Комби­ нации куба и октаэдра. Апатиты: Изд-во K & M, 2007. 834 с. 4. Кюри П. О симметрии в физических яв­ лениях: симметрия электрического и магнитно­ го полей // Избранные труды. М.-Л.: Наука, 1966. С. 95-113. 5. Curie P. Sur la symetrie dans les phenomenes physiques, symetrie d'un champ electrique et d'un champ magnetique // J. de Phys. 1894. III. 3. 393. Ю.Л. Войтеховский, д.г.-м.н., проф. ON «MELAS CHOLE» SURPLUS, BENT FOR HYDROPHOBIA, LOFTY ANGUISH, FIRST STEP TO GENIUS AND ... FORERUNNER OF CRYSTALLOGRAPHY All these definitions belong to one and the same notion. Ancient Greeks treated it as a symptom o f a spiritual disease originatingfrom «melas chole» (utter spleen). The Renaissance philosophers endowed it with particular charm of an elevate nature, treating it as an ability o f no common minds to perceive the lofty. Italian artists presented it as a man with a sword and a lion by him (a symbol o f anger) or as a lean young man feeding pigs (a symbol o f evil intention and rudeness). All this is about melancholy. As for artists of Northern Europe, they absorbed the ideas on the superb nature o f this phenomenon. Albrecht Durer was one o f them. He depicted melancholy in no trivial way, using an arsenal of crystallographical means. Apart from the common symbols of a comet, bat, dog, stairs, keys, etc, one can see the specific ones of a magical cube and polyhedron. In the current publication Prof. Yu.L. Voytekhovsky presents a general analysis of symbols in the engraving and Prof. A.I. Glazov focuses on the polyhedron painted on the canvas. Jointly, the two parts present a united analysis of general and crystallographical symbolical levels of the engraving. ОБ ИЗБЫТКЕ ЧЁРНОЙ ЖЕЛЧИ, СКЛОННОСТИ К БЕШЕНСТВУ, ВОЗВЫШЕННОЙ ТОСКЕ, ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ... ПРЕДТЕЧЕ КРИСТАЛЛОГРАФИИ Кто не любовался «Меланхолией» А. Дю­ рера?! Она притягивает и завораживает, успо­ каивает и заставляет задуматься - о ней ли, о своём л и . Почти «Джоконда». А по мне, так и без «почти». Порассуждать о ней - излюблен­ ная тема самых разных изданий: от специальных кристаллографических и искусствоведческих до гламурно-глянцевых и разного рода мистических. Обо всём этом можно прочесть в Интернете. Замысел «Меланхолии» художник вынаши­ вал долго, но окончательно образ произведения сформировался в 1514 г. под влиянием смерти матери и размышлений при работе над книгой об идеальных пропорциях. Но Дюрер не просто передал в гравюре своё душевное состояние. Она - отражение меланхолического темперамента в культуре позднего Ренессанса. О меланхолии как болезненном складе характера писали ещё древ­ ние греки. К симптомам относили печаль, трево­ гу, уныние, раздражительность и озлобленность. Причину недуга усматривали в избытке чёрной желчи. Отсюда и название: по-гречески melas - «чёрный» и chole - «желчь». В Средние века мелан­ холию называли acedia («праздность») и рассма­ тривали как знак божьего нерасположения. Философы Ренессанса придали ей особую привлекательность. В меланхолической тоске ви­ дели возвышенность, ведь терзаемой душе дано

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz