Тиетта. 2009, N 4 (10).

77 и друзей результаты были бы скромнее. Мой друг фотохудожник Владимир Кузнецов несколько лет назад уговорил выставить работы в местном музее. Идею поддержала и моя бывшая учительница, к советам которой я всегда прислушиваюсь. Затем были выставки в Ревде, Ковдоре, Зеленогорске и Апатитах. Неплохо приобретаются мои работы из Мурманского городского выставочного зала. Ежегодно бываю на выставках и в художественных музеях Санкт-Петербурга, где особенно интере­ суюсь работами молодых художников. Недавно закончил серию картин, посвящённую истории Варзуги и Соловков. Мечтаю написать изменчи­ вые пейзажи тундры и тяжёлые будни свободо­ любивых людей, работающих и живущих сре­ ди дождей, метелей, холода и прочих лишений Севера. Моё творческое кредо - постоянно учиться, творить и радоваться жизни, чего и Вам желаю. С уважением и до новых встреч, В.Г. Володькин БРАВО, МАЭСТРО! Этой осенью жители нашего города полу­ чили возможность познакомиться с творчеством ловозёрского художника Владимира Володькина. Он привёз в Апатиты несколько портретов, пару натюрмортов, основная же масса работ - виды родного края. Большинство художников, живущих и ра­ ботающих на Севере - именно пейзажисты. Слу­ чайно ли это? Вряд ли. Красота, разлитая вокруг, воздействует на каждого из нас, для каждого она своя, и каждый художник передаёт её по-своему. Но не каждый способен затронуть зрителя, всту­ пить с ним в тот особый резонанс, который по­ зволяет говорить о настоящем успехе выставки. Володькину это удалось. Казалось бы - ещё один пейзажист, пишущий такие знакомые каждому северянину бесхитростные виды: прозрачные озё­ ра, серое низкое небо с летящей чайкой, бесконеч­ ные леса, болотца, бескрайние снега. Но ни один зритель (и это видно по книге отзывов) не остал­ ся равнодушным. Каждый написал о том, что это тот самый Север, который он, зритель, так любит. Чем это объяснить? «Индивидуальной ма­ нерой художника»? «Неповторимостью стиля»? «Чувством цвета и формы»? Дети, пришедшие на выставку, засыпали живописца вопросами, кото­ рые сводились к следующему: «А как Вы написа­ ли эту картину? А эту? А как Вам удалось так по­ хоже передать небо? А ночь? А воду?» Владимир Володькин терпеливо и подробно отвечал, прак­ тически дал рецепт создания каждого своего про­ изведения. Но объясняет ли этот рецепт секрет его воздействия на зрителя? Пожалуй, нет, как не могут объяснить его сухие искусствоведческие фразы о чувстве цвета и проч. В чём же секрет кар­ тин Володькина? На них не устаёшь смотреть, как не устаёшь смотреть из окна на любимый пейзаж. Само помещение, в котором развешаны карти­ ны, производит впечатление дома с множеством окон, выходящих на озеро, пасущихся в тундре оленей, топкое северное болотце или, или, и л и . Помогая развешивать картины, я неожи­ данно поймала себя на воспоминаниях из дет­ ства. Каждое лето мы с родителями уезжали в среднюю полосу. Чем дальше поезд увозил меня от Севера, тем выше и зеленее становились де­ ревья, всё время хотелось выбежать на опушку, чтобы набрать букет, воздух наполнялся запаха­ ми незнакомых трав и ц ве то в . Всё это восхища­ ло, будоражило, волновало. Но проходил месяц, в тор ой . И начинало чего-то не хватать, появля­ лась тоска по прозрачному холодному воздуху и такой же прозрачной холодной воде, низкому небу, горящим закатам и огромным серым кам­ ням, покрытым лишайниками. И когда поезд вёз меня обратно, я с нетерпением ждала, когда же в окне появятся те самые, знакомые до боли, бесхитростные виды: валуны, болотца, низенькие смешные деревца. Я с волнением ждала встречи с ними, как ждут встречи со старым другом по­ сле долгой разлуки. А увидев в окне поезда род­ ной пейзаж, я понимала, что я дома . И в душе на­ ступал покой. Думаю, это чувство знакомо всем моим землякам. Нечто похожее испытываешь от общения с картинами Володькина. Его полотна дышат Севером. В них есть тот самый покой, по которому тоскуешь в разлу­ ке. А ещё в них есть свет, хотя почти нет солнца. Это свет, излучаемый белым снегом («Стоянка в тундре»), или свет, льющийся из единственно­ го горящего в темноте окошка («Окраина. Село Ловозеро»), или маленькая, почти незаметная, светящаяся с одного бока ёлочка, ради которой ху­ дожник и написал всю картину («Осень»). Может быть, секрет притягательности работ художника - в этой светоносности? Или просто в том, что их создал человек, хорошо знающий, искренне лю­ бящий и тонко чувствующий Север? Так или ина­ че, экспозиция не оставила равнодушным никого. В картины с удовольствием вглядывались дети и взрослые, профессионалы и любители искусства. Краткая аннотация к выставке, написан­ ная самим художником, заканчивается словами: «Буду рад, если кому-то понравятся мои скром­ ные попытки передать красоту родного края». Браво, маэстро, Вам это удалось! К.А. Колобова, искусствовед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz