Тиетта. 2009, N 4 (10).

52 Ему понравилась эта идея, и онъ поспЬшилъ опять къ нЬмцу-ювелиру, чтобы вдвоемъ обсу­ дить ее. - Вы хотите устроить маленькое подобiе Сюна изъ драгоцЬнныхъ камней. Представьте, когда я вставлялъ камни въ ваше кольцо, поду- малъ то же объ устроенш нагруднаго знака, кото­ рый давалъ бы картину апокалипсическаго Не- беснаго 1ерусалима. У нас нЬтъ пока прозрачнаго золота, какъ чистое стекло, мы сдЬлаемъ свой драгоцЬнный 1ерусалимъ изъ обыкновеннаго зо­ лота. Городъ, сказано, расположенъ четвероуголь- никомъ, и длина его такая же, какъ и широта. СлЬдовательно, надо будетъ въ основаше поло­ жить золотую пластинку въ видЬ квадрата. - Квадратъ - это неблагодарная форма для броши, - замЬтилъ Александръ Васильевичъ. - Правда, но намъ нельзя отступить отъ яс- наго указашя. Впрочемъ, мы квадратъ зама- скируемъ другими прибавленiями. ВЬшать его можно угломъ вверхъ, такъ что четыре угла ква­ драта изобразятъ главный хриспанскш сим- волъ - крестъ. Число четыре выражаетъ полноту пространства, охватывающаго всю землю, число всеобъемлемости, всемiрности. По краямъ ква­ драта распредЬлимъ двЬнадцать драгоцЬнныхъ камней, какъ двЬнадцать основанш стЬны города. СлЬдовательно, нужно четыре камня посадить по угламъ пластинки и еще по два на каждую сторо­ ну. Въ промежуткахъ между камнями вставимъ по жемчужинЬ, по три съ каждой стороны, по­ тому что сказано: съ каждой стороны свЬта было трое воротъ, и каждыя ворота были изъ одной жемчужины. - Такимъ образомъ камни и жемчугъ будутъ каймою квадратной пластинки, - замЬтилъ Алек- сандръ Васильевичъ. - Но въ какомъ порядкЬ рас- положимъ камни? - Да въ томъ же, что и на вашемъ кольцЬ. Тог­ да по угламъ придутся ясписъ, смарагдъ, хризо- литъ и хризопрасъ. ЗамЬчательно, послЬдше три камня - зеленаго цвЬта; а по толкованiю Андрея Кеса-ршскаго и ясписъ зеленоватаго цвЬта. Зеле­ ный цвЬтъ - центральный въ радугЬ. Иногда быва- етъ, что въ слабой радугЬ виденъ ясно только зе­ леный цвЬтъ. Не потому ли и въ АпокалипсисЬ сказано, что радуга вокругъ престола была ви- домъ подобно смарагду, то-есть названъ главный цвЬтъ ея - зеленый. Но у пророка 1езекшля указы­ вается радуга семицвЬтная, какую мы обыкновен­ но видимъ въ облакахъ. - Как вы полагаете, - спрашиваетъ Алек­ сандръ Васильевичъ, - какое символическое значеше имЬетъ радуга вокругъ престола въ Не- бесномъ 1ерусалимЬ? - МнЬ кажется, «радуга въ облакахъ» долж­ на обозначать гирлянду или хороводъ тЬхъ лю­ дей, которые будутъ восхищены на облакахъ въ срЬтеше Господу на воздухЬ. «И такъ, заключаетъ это описаше апостолъ Павелъ, всегда съ Госпо- Аквамарин. Aquamarine. домъ будемъ». Вотъ это-то всегдашнее пребываше съ Господомъ и составляетъ живую радугу изъ праведниковъ вокругъ престола. - Ну, а самый престолъ? - У пророка 1езекшля сказано, что престолъ былъ по виду какъ бы изъ камня сапфира, но въ АпокалипсисЬ онъ названъ бплымъ. Впрочемъ, опредЬлеше бплый нЬкоторые понимаютъ въ значенш чистый, ясный, прозрачный. Моисей и израильсие старЬйшины видЬли подъ нога­ ми Господа нЬчто подобное работЬ изъ чистаго сапфира и, какъ самое небо, ясное. Если принять еще во внимаше указанiя пророковъ, что небо - престолъ Господа, то тогда окончательно оста­ новимся на камнЬ сапфирЬ, имЬющемъ синiй цвЬтъ неба. По нЬкоторымъ соображенiямъ, я нахожу удобнЬе средину золотой пластинки по­ крыть голубою эмалью, а на эмаль посадить два камня - ясписъ и сардюсъ. - Но вЬдь вы говорили, что не знаете, что это за таинственные камни? - Въ АпокалипсисЬ сказано: Сидящш на престолЬ, то-есть, Господь, былъ подобенъ камню яспису и сардюсу. Но какъ Самъ Богъ непости- жимъ, и никто изъ людей не видЬлъ Его и видЬть не можетъ; такъ и камни, изображающее Госпо­ да, для насъ составляютъ тайну. Впрочемъ, изъ сопоставлешя съ видЬшемъ пророка 1езекшля можно сказать, что верхняя часть Сидящаго на престолЬ сiяла какъ бы пылающш металлъ (по- гречески - электронъ, по-еврейски - chaschmal), а нижняя - какъ огонь. Поэтому верхнимъ кам- немъ я считаю свЬтлый ясписъ, с брильянтовымъ блескомъ, переливающимся всЬми цвЬтами раду­ ги, а нижнимъ камнемъ - огненный сардюсъ, на подобiе краснаго рубина. Въ этомъ сравненш Си- дящаго на престолЬ съ двумя драгоцЬнными кам­ нями я усматриваю указаше на христiанскiй дог- матъ о двухъ естествахъ въ БогочеловЬкЬ. - Это удивительно! - воскликнулъ Алек-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz