Тиетта. 2009, N 4 (10).
52 Ему понравилась эта идея, и онъ поспЬшилъ опять къ нЬмцу-ювелиру, чтобы вдвоемъ обсу дить ее. - Вы хотите устроить маленькое подобiе Сюна изъ драгоцЬнныхъ камней. Представьте, когда я вставлялъ камни въ ваше кольцо, поду- малъ то же объ устроенш нагруднаго знака, кото рый давалъ бы картину апокалипсическаго Не- беснаго 1ерусалима. У нас нЬтъ пока прозрачнаго золота, какъ чистое стекло, мы сдЬлаемъ свой драгоцЬнный 1ерусалимъ изъ обыкновеннаго зо лота. Городъ, сказано, расположенъ четвероуголь- никомъ, и длина его такая же, какъ и широта. СлЬдовательно, надо будетъ въ основаше поло жить золотую пластинку въ видЬ квадрата. - Квадратъ - это неблагодарная форма для броши, - замЬтилъ Александръ Васильевичъ. - Правда, но намъ нельзя отступить отъ яс- наго указашя. Впрочемъ, мы квадратъ зама- скируемъ другими прибавленiями. ВЬшать его можно угломъ вверхъ, такъ что четыре угла ква драта изобразятъ главный хриспанскш сим- волъ - крестъ. Число четыре выражаетъ полноту пространства, охватывающаго всю землю, число всеобъемлемости, всемiрности. По краямъ ква драта распредЬлимъ двЬнадцать драгоцЬнныхъ камней, какъ двЬнадцать основанш стЬны города. СлЬдовательно, нужно четыре камня посадить по угламъ пластинки и еще по два на каждую сторо ну. Въ промежуткахъ между камнями вставимъ по жемчужинЬ, по три съ каждой стороны, по тому что сказано: съ каждой стороны свЬта было трое воротъ, и каждыя ворота были изъ одной жемчужины. - Такимъ образомъ камни и жемчугъ будутъ каймою квадратной пластинки, - замЬтилъ Алек- сандръ Васильевичъ. - Но въ какомъ порядкЬ рас- положимъ камни? - Да въ томъ же, что и на вашемъ кольцЬ. Тог да по угламъ придутся ясписъ, смарагдъ, хризо- литъ и хризопрасъ. ЗамЬчательно, послЬдше три камня - зеленаго цвЬта; а по толкованiю Андрея Кеса-ршскаго и ясписъ зеленоватаго цвЬта. Зеле ный цвЬтъ - центральный въ радугЬ. Иногда быва- етъ, что въ слабой радугЬ виденъ ясно только зе леный цвЬтъ. Не потому ли и въ АпокалипсисЬ сказано, что радуга вокругъ престола была ви- домъ подобно смарагду, то-есть названъ главный цвЬтъ ея - зеленый. Но у пророка 1езекшля указы вается радуга семицвЬтная, какую мы обыкновен но видимъ въ облакахъ. - Как вы полагаете, - спрашиваетъ Алек сандръ Васильевичъ, - какое символическое значеше имЬетъ радуга вокругъ престола въ Не- бесномъ 1ерусалимЬ? - МнЬ кажется, «радуга въ облакахъ» долж на обозначать гирлянду или хороводъ тЬхъ лю дей, которые будутъ восхищены на облакахъ въ срЬтеше Господу на воздухЬ. «И такъ, заключаетъ это описаше апостолъ Павелъ, всегда съ Госпо- Аквамарин. Aquamarine. домъ будемъ». Вотъ это-то всегдашнее пребываше съ Господомъ и составляетъ живую радугу изъ праведниковъ вокругъ престола. - Ну, а самый престолъ? - У пророка 1езекшля сказано, что престолъ былъ по виду какъ бы изъ камня сапфира, но въ АпокалипсисЬ онъ названъ бплымъ. Впрочемъ, опредЬлеше бплый нЬкоторые понимаютъ въ значенш чистый, ясный, прозрачный. Моисей и израильсие старЬйшины видЬли подъ нога ми Господа нЬчто подобное работЬ изъ чистаго сапфира и, какъ самое небо, ясное. Если принять еще во внимаше указанiя пророковъ, что небо - престолъ Господа, то тогда окончательно оста новимся на камнЬ сапфирЬ, имЬющемъ синiй цвЬтъ неба. По нЬкоторымъ соображенiямъ, я нахожу удобнЬе средину золотой пластинки по крыть голубою эмалью, а на эмаль посадить два камня - ясписъ и сардюсъ. - Но вЬдь вы говорили, что не знаете, что это за таинственные камни? - Въ АпокалипсисЬ сказано: Сидящш на престолЬ, то-есть, Господь, былъ подобенъ камню яспису и сардюсу. Но какъ Самъ Богъ непости- жимъ, и никто изъ людей не видЬлъ Его и видЬть не можетъ; такъ и камни, изображающее Госпо да, для насъ составляютъ тайну. Впрочемъ, изъ сопоставлешя съ видЬшемъ пророка 1езекшля можно сказать, что верхняя часть Сидящаго на престолЬ сiяла какъ бы пылающш металлъ (по- гречески - электронъ, по-еврейски - chaschmal), а нижняя - какъ огонь. Поэтому верхнимъ кам- немъ я считаю свЬтлый ясписъ, с брильянтовымъ блескомъ, переливающимся всЬми цвЬтами раду ги, а нижнимъ камнемъ - огненный сардюсъ, на подобiе краснаго рубина. Въ этомъ сравненш Си- дящаго на престолЬ съ двумя драгоцЬнными кам нями я усматриваю указаше на христiанскiй дог- матъ о двухъ естествахъ въ БогочеловЬкЬ. - Это удивительно! - воскликнулъ Алек-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz