Тиетта. 2009, N 4 (10).
2 лятся под силь ными ветрами. На праздники их не берут - они не прино сят детишкам «много-много радости». К а к н и н а и в ен п р и - мер , главное для д ал ьн ей - шего рассужде ния в нём уже есть. Его лю - бил приводить своим много ч и с л е н н ы м студентам про фессор Санкт- Петербургского горного института И.И. Шаф- рановский. Охарактеризуем ситуацию научно. Для этого нам понадобится понятие симметрии. Удивительно, насколько непросто определить его, строго отграничив от более общих и более частных категорий. Но ведь оно нам интуитив но ясно - должно быть, приобретено в процессе биологической эволюцией. Вот порхает бабочка и садится на цветок. Она симметрична, потому что между крылышками можно мысленно прове сти плоскость, в которой они как бы отражаются друг в друге. Цветок тоже симметричен, потому что через его стебель и центр соцветия проходит воображаемая ось, вокруг которой цветок можно повернуть на неполный угол - и он тоже совме стится с собой. Плоскость и ось называются элементами симметрии. А есть ли другие элементы симме трии? Есть. Это центр инверсии - точка внутри фигуры, в которой она - как в микроскопиче ском зеркальце - отражается в себя. А ещё - ин версионная ось, соединяющая в себе поворот и отражение в лежащей на ней точке, притворяю щейся настоящим центром инверсии. Вот и все элементы симметрии конечных фигур. Осталось заметить, что оси симметрии различаются поряд ком - числом совмещений фигуры с собой при повороте на полный угол. Потренируйтесь в на хождении элементов симметрии. Каковы они у цветков черёмухи? А у кувшинки? А у снежинки? А у морской звезды (рис. 2)? Отличники пусть со средоточат внимание на определении порядков инверсионных осей. Это - самое интересное. Пока вы искали элементы симметрии, на верняка заметили, что в одной фигуре их мо жет быть несколько, и они хитро взаимодей ствуют друг с другом. Совокупность всех элементов симметрии называется точечной группой сим метрии фигуры. Почему точечной? Потому что все перечисленные выше движения оставляют на месте хотя бы одну её точку. Конечно же, есть ещё «неточечные» группы симметрии. Как вы уже догадались, в них участвует новый элемент сим метрии. Он называется трансляцией, то есть па раллельным переносом. Понятно, что конечная фигура при этом «вышла бы из себя». Стало быть, трансляции применимы лишь к бесконечным фигурам. И здесь, сочетаясь с уже названными элементами симметрии, они порождают пло скости скользящего отражения и трансляцион ные оси. Вы не проехали свою остановку? Тогда пере йдём к следующему разделу теории. Сосредото чим внимание на порядках осей симметрии. Они могут равняться 1, 2, 3 и так далее до бесконеч ности. Левая крайность понятна. Ось симметрии первого порядка должна совмещать фигуру с со бой при повороте на 360олишь один раз. Но ведь это произвольная прямая, если только она слу чайно не является осью более высокого порядка! А вот ось симметрии бесконечного порядка - не что особенное. Она должна совмещать фигуру с собой при повороте на 360обесконечно много раз. Как это возможно? А вы представьте себе конус, цилиндр, сферу - фигуры гладкие и с очевидно стью симметричные - и без труда найдёте у них оси симметрии бесконечного порядка. Но сколь ко? Это любопытно! Заслуга Пьера Кюри состоит в том, что он догадался характеризовать непрерывные стати ческие и динамические среды точечными груп пами симметрии с осями бесконечного порядка. И здесь уместными оказались названные выше конусы, цилиндры и сферы. Различных ситуа ций оказалось всего семь. Они показаны на рис. 3 в международных обозначениях. Последние - для самых любопытных: знак означает ось бес конечного порядка, 2 - ось второго порядка, m - плоскость симметрии, / - последующий элемент Рис. 2. Симметричные формы в живой и неживой природе. Fig. 2. Symmetrical forms in animate and inanimate nature. Рис. 1. Пьер Кюри. Fig. 1. Pierre Curie.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz