Тиетта. 2009, N 4 (10).
12 Примечательной особенностью области зна чений с/а, задаваемой полиэдром Дюрера, явля ется нахождение внутри неё двух специальных чисел: 1.618... и 1.633... Первое из них, ф, выражает золотое сечение, имеющее приложения в самых разных областях математики, но не играющее ни какой роли в классической кристаллографии. Бо лее того, в силу трёхмерно-периодического строе ния кристаллов на них невозможны тела Платона, связанные с числом ф, т.е. додекаэдр и икосаэдр (хотя и высказывались резонные предположения, что прообразами для построения античными математиками этих тел послужили природные кристаллы пирита, FeS2, часто имеющие подоб ную форму). Кажется забавным, что отвергнутое выше по критерию угла а золотое сечение возни кает вновь в другой форме. Не следует, однако, пу скаться на основании этого факта в рассуждения об изобретательности художника, столь замысло вато зашифровавшего число ф: для этого были бы необходимы представления о структуре кристал ла и понятия, выработанные только к концу XIX в. Наличие в многограннике Дюрера отношения с/а=ф гораздо проще объясняется его близостью к числу 1.633..., действительно тесно связанному с геометрией кристаллов. Структура очень многих веществ построе на по принципу плотнейшей шаровой упаков ки. В ней каждый шар касается двенадцати дру гих, причём для размещения ещё хотя бы одного шара того же радиуса места не остаётся. Суще ствуют два основных отличающихся по симме трии типа плотнейших шаровых упаковок: ку бическая и гексагональная. Последняя как раз и характеризуется отношением с/а = 1.633... В кри сталлах с этой упаковкой ромбоэдр, строго гово ря, невозможен, т.к. его симметрия не согласуется с симметрией расположения эквивалентных пло скостей в структуре. Но во многих случаях доба вочные ионы помещаются в пустотах упаковки и понижают её симметрию, так что появляются семейства плоскостей, соответствующие ромбоэ дру. В рамках такой схемы можно интерпретиро вать структуры упомянутых выше карбонатов, где сравнительно крупные ионы О располагаются по мотиву плотнейшей упаковки, а размещение ио нов Ca (в кальците) обеспечивает существование ромбоэдрических плоскостей. Впервые геоме трию плотнейших шаровых упаковок системати чески рассмотрел И. Кеплер в 1611 г., почти спустя 100 лет после создания Дюрером своей гравюры. Что же касается метрики упаковок (в частности, отношения c/a), то она была детально разработана лишь к концу XIX в. в трудах англичанина У. Бар лоу (1845-1934). Нет документальных оснований предполагать, что Дюрер или кто-либо из его со временников специально занимались вопросами плотнейшей укладки сфер равного радиуса в про странстве. И всё же весьма символично соседство на гравюре сферы и многогранника с отношением c/a = 1.633 (причём отношение поперечника мно гогранника к диаметру сферы отличается от фвсе го на 1%). Этим как бы иллюстрируется интуиция художественного творчества, улавливающая глу бинные связи между совершенно разнородными объектами действительности. В сущности, так ли важно, какой именно ми нерал принял Дюрер за образец для своего про изведения? Гораздо важнее другое. Как сказал один из главных творцов структурной кристал лографии Е.С. Фёдорова (1853-1919), «кристаллы блещут симметрией». Дюрер был этим блеском, безусловно, очарован, но не только. Выбор столь экзотического по классическим канонам много гранника заставляет предположить, что Дюрер первый поставил вопрос (притом столь необыч ным для современной науки способом) о происхо ждении кристаллических форм. Исчерпывающе го ответа на него не найдено до сих пор. Наверное, можно так уточнить суть загадки, предложенной Дюрером: если Природа гармонична, почему производимые ею многогранники «вообще» не являются правильными? Конечно, чтобы поста вить вопрос такого типа, необходимо прежде пу тём измерения удостовериться в справедливости прямого или обратного утверждения. Что такие измерения как будто бы только что проделаны, может свидетельствовать циркуль в руках демона. А идеология измерения как начального этапа лю бой науки зарождалась как раз во времена Дюре ра. В таком случае его следует считать не только первым кристаллографом, но и одним из первых учёных, усомнившихся в значимости мистиче ского, трансцендентального, всеобъемлющего толкования правильных геометрических фигур. Если это так, то смелостью мысли он намного опередил своё время, ведь древней вавилонско- пифагорейской традиции обожествления чи сел и фигур следовали и 100, и 200 лет спустя та кие гиганты, как Кеплер (1571-1630) и Лейбниц (1646-1716). Да и в наши дни рационалистической науки эта идея находит всё новых приверженцев. Уместным заключением этого небольшого исследования может послужить, на мой взгляд, стихотворение «великого шлиссельбуржца» Н.А. Морозова (1854-1946) «Кристаллы», посвя щённое Е.С. Фёдорову: В недрах стеклянных фиалов, Словно волшебный скульптор, Светлые грани кристаллов Лепит бесцветный раствор. В нас из сплетений неясных Мыслей, мечтаний и дум Грёзы творений прекрасных Вечно ваяет наш ум. Родствен семье минералов Мир бестелесных идей. Грёзы, как грани кристаллов, Вкраплены в душах людей. Стихотворение написано в 1919 г., через 405 лет после создания Дюрером своей гравюры. Как видно, чары кристаллов вечны... ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz