Тиетта. 2009, N 4 (10).
9 Дюрера на этой тематике. Известные мне при меры обработки идеи Дюрера с включением многогранника относятся уже к нашему времени (рис. 1). В течение последнего столетия геометрия, природа и значение этого объекта оставались предметом оживлённых дискуссий. Большинство авторов принимает, что прототипом многогран ника стал кристалл какого-то минерала, причём число гипотез о его названии не уступает числу авторов. Это предположение базируется на био графических данных: А. Дюрер (1471-1528) ро дился в крупном горнорудном центре Нюрнберге в семье золотых дел мастера, в юности обучался этому ремеслу у отца и, конечно, был хорошо зна ком с основными представителями царства мине ралов. Вторая группа авторов считает, что много гранник - плод умозрительного геометрического творчества художника. Такое мнение также дале ко небезосновательно, поскольку известно, какой большой интерес проявлял Дюрер к возможно сти геометризации разнообразных объектов и техники их изображения на плоскости. Выбор из этих альтернатив во многом зависит от истинной формы многогранника, и вплоть до последнего времени появляются исследования с соответству ющими реконструкциями. Их результаты побуж дают снова и снова возвращаться к загадке полиэ дра Дюрера. При анализе геометрии многогранника пре жде всего выделяются два сорта граней: треу гольные и пятиугольные. Если продолжить рё бра 6-11, 4-10 и т.д., то образуется шестигранник (рис. 2). Треугольные грани срезают две противо положные вершины шестигранника. В кристал лографии такая выделенная пара параллельных и равных граней называется пинакоидом (mva§ - доска). Из постоянства отношения отсечённых от резков 1-9 и т.д. к полной длине соответствующих рёбер следует, что через эти вершины проходит ось симметрии третьего порядка (это значит, что при полном повороте вокруг оси 1-8 многогран ник три раза занимает одинаковое положение). Рис. 2. Полиэдр Дюрера и его дополнение до шести гранника. Fig. 2. The Durer polyhedron and its completing the hexa hedron. Рис. 3. Эскиз А. Дюрера к гравюре. Fig. 3. A. Durer's sketch to the engraving. Можно выделить также два типа рёбер: два пучка, исходящие из вершин 1 и 8, и каркас из рёбер 2-3 -4 -5 -6 -7 . Параллельность разнотипных рёбер, устанавливаемая с учётом применённой художником центральной перспективы, свиде тельствует об их равенстве. Такая метрика много гранника соответствует либо обычному кубу, либо его однородно деформированной вдоль телесной диагонали модификации - ромбоэдру (получив шему своё название по форме граней; куб - част ный случай ромбоэдра с прямыми углами между рёбрами). Форма ромбоэдра с точностью до его абсолютной величины проще всего задаётся зна чением угла а. Сравнительно недавно появились две работы, в которых восстанавливается истин ная форма многогранника. Дрезденский исследователь Эберхард Шрё дер, используя методы начертательной геоме трии, определил отношение диагоналей грани ромбоэдра как 2:V3, откуда а = 81.6°. Оценка по гр еш ности им не производилась, и в этом смысле результат, видимо, считается однознач ным. Но простейший графический анализ с несо мненностью показывает, что сам художник при компоновке и рисовке гравюры и эскизов к ней (рис. 3) отнюдь не придерживался той скрупулёз ной точности построений, с которой подступают к ней современные научные детективы. Это впол не естественно: будучи прекрасным чертёжни ком, Дюрер отчётливо понимал, что лёгкие иска жения, неточности и отклонения от правил и пропорций центральной перспективы придают изображению ту живость, которая отличает худо жественное произведение от жёсткой схемы (хотя последняя, конечно, может обладать своей эсте тикой). Каролин Макгиллаври (Голландия) ана лизировала сечение многогранника плоскостью 1-5-8-2, параллельной картинной плоскости, и вычислила непосредственно значение а = 79±1°. Поразительно, что оба автора проигнорировали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz