Тиетта. 2009, N 4 (10).

ЗНАЛiЛИАЛЬБРЕХТДВДР0РКРШАЛЛШАФИЮ?.' ^P A L IiS C F » PHRSRiKNPWCPYSTALVPfifiAKHY? Некоторым, очень немногим произведени­ ям искусства выпадает особая судьба: являясь вы­ сочайшими творениями художественного гения, они в течение столетий вызывают острый анали­ тический интерес учёных, иллюстрируя нераз­ дельность двух путей слияния человека с миро­ зданием. Гравюра А. Дюрера «Меланхолия» даже среди таких избранных произведений стоит, по­ жалуй, на первом месте. Насколько она сама, её содержание выражают эту слитность, насколько велика её изобразительная сила, настолько глу­ боко волнует её чисто конструктивная сторона. Сочетание округлых и угловатых форм, чёткого перспективного построения и живописно беспо­ рядочного расположения предметов и фигур воз­ буждают и эмоции, и разум. Примерно поровну распределяется и количество публикаций с ана­ лизом эстетико-идейных и геометрических аспек­ тов гравюры. ными размерами. Похоже, что это искусственный объект, но его явная практическая бесполезность резко диссонирует с окружающими обыденными предметами (многие из которых, правда, несут символическую нагрузку). Именно к нему при­ тягивается и напряжённый взор главного персо­ нажа, словно «поверившего алгеброй гармонию» и теперь мучительно размышляющего о послед­ ствиях содеянного. Примечательно, что художники - современ­ ники Дюрера - были потрясены этой работой и пытались развить её сюжет, не решаясь, однако, вносить в свои композиции многогранник. На­ пример, Лукас Кранах Старший (1472-1553) обра­ щался к теме «Меланхолии» дважды после кончи­ ны Дюрера - в 1528 и в 1532 гг., оба раза изображая героиню в компании циркуля, сферы, собаки, но избегая многогранника1. Таким образом, много­ гранник явился своеобразным личным клеймом . . . 8 Многограннику, доминирующему в левой её части, посвящено около 10 специальных исследо­ ваний. Это не удивительно: он является центром композиции и привлекает внимание зрителя не­ обычностью формы, её совершенством, громад- 1 Подборка этих и аналогичных работ приведена в книге: E. Panofsky, F. Saxl. Durers « Melencolia I».B.G. Teubner. Leipzig-Berlin, 1923; о символике предметов на гравюре см.: Ц.Г. Нессельштраус. Альберт Дюрер. Л.-М.: Искусство, 1961. - здесь и далее прим. автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz