Тиетта. 2009, N 4 (10).
ЗНАЛiЛИАЛЬБРЕХТДВДР0РКРШАЛЛШАФИЮ?.' ^P A L IiS C F » PHRSRiKNPWCPYSTALVPfifiAKHY? Некоторым, очень немногим произведени ям искусства выпадает особая судьба: являясь вы сочайшими творениями художественного гения, они в течение столетий вызывают острый анали тический интерес учёных, иллюстрируя нераз дельность двух путей слияния человека с миро зданием. Гравюра А. Дюрера «Меланхолия» даже среди таких избранных произведений стоит, по жалуй, на первом месте. Насколько она сама, её содержание выражают эту слитность, насколько велика её изобразительная сила, настолько глу боко волнует её чисто конструктивная сторона. Сочетание округлых и угловатых форм, чёткого перспективного построения и живописно беспо рядочного расположения предметов и фигур воз буждают и эмоции, и разум. Примерно поровну распределяется и количество публикаций с ана лизом эстетико-идейных и геометрических аспек тов гравюры. ными размерами. Похоже, что это искусственный объект, но его явная практическая бесполезность резко диссонирует с окружающими обыденными предметами (многие из которых, правда, несут символическую нагрузку). Именно к нему при тягивается и напряжённый взор главного персо нажа, словно «поверившего алгеброй гармонию» и теперь мучительно размышляющего о послед ствиях содеянного. Примечательно, что художники - современ ники Дюрера - были потрясены этой работой и пытались развить её сюжет, не решаясь, однако, вносить в свои композиции многогранник. На пример, Лукас Кранах Старший (1472-1553) обра щался к теме «Меланхолии» дважды после кончи ны Дюрера - в 1528 и в 1532 гг., оба раза изображая героиню в компании циркуля, сферы, собаки, но избегая многогранника1. Таким образом, много гранник явился своеобразным личным клеймом . . . 8 Многограннику, доминирующему в левой её части, посвящено около 10 специальных исследо ваний. Это не удивительно: он является центром композиции и привлекает внимание зрителя не обычностью формы, её совершенством, громад- 1 Подборка этих и аналогичных работ приведена в книге: E. Panofsky, F. Saxl. Durers « Melencolia I».B.G. Teubner. Leipzig-Berlin, 1923; о символике предметов на гравюре см.: Ц.Г. Нессельштраус. Альберт Дюрер. Л.-М.: Искусство, 1961. - здесь и далее прим. автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz