Тиетта. 2009, N 3 (9).

94 Inga Gruzdeva - ceramist, potter, artist. The article highlights the work of Inga Gruzdeva, the only ceramist and potter of a woman in the whole Russian North. I. Gruzdeva is a constant participant of numerous exhibitions of local, all-Russian and international scope (Kirovsk, Apatity, Kandalaksha, Umba, Murmansk, Saint-Petersburg, Troms 0 , Svanvik). Her works are exhibited in the Murmansk Regional Art Museum, private collections of Russia, Norway, Sweden and Finland. The master has developed her own authentic style having no rivals among other ceramists of the North. In the current article art-critic Xenia Kolobova holds forth peculiar features of I. Gruzdeva's unique art style. Инга Груздева - керамист, гончар, Керамикой занимается с 1996 г. Работает вобла­ стиавторскойхудожественнойкерамики, игрушки втрадицияхнароднойпластики, авторскойигруш­ ки, гончарного дела. Профессиональное образова­ ние получила в г. Тромсё, Норвегия в 2000-2002 гг. В настоящий момент - студентка факультета куль­ туры и искусств, кафедра изобразительного искус­ ства МГПУ. Руководитель отдела эстетического развития детей, подростков и молодежи «Ков­ чег», преподаватель и автор экспериментальной коррекционной программы для детей с ограни­ ченными возможностями по здоровью. Участни­ ца многих городских, областных, всероссийских и международных художественных выставок и фестивалей: гг. Апатиты (1996-2007), Мурманск (1997, 2004-2008), Кандалакша (2005), пос. Умба (2005), Кировск (2006), Санкт-Петербург (2007), Тромсё (1999, 2002), Сванвик (2001), Хапаранда- Торнио (2005). Работы находятся в коллекциях Мурманского Областного художественного музея, частных собраниях России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Женщина - керамист, женщина - гончар. На первый взгляд, сочетание не так часто встречаю­ щееся, даже редкое. Но, по мнению исследова­ телей, у многих народов гончарство было изна­ чально занятием женским. Более того, у наших далёких предков считалось, что изготовление со­ суда изобретено богиней-матерью Адити. Много позже гончарство перешло из женских рук в муж­ ские и вплоть до недавнего времени таковым оста­ валось. Если вдуматься, то аналогий с женской природой у этого ремесла достаточно: вынаши­ вание идеи, затем её воплощение, «выпекание», украшение глазурованием или обваром и - долж- но быть, самое волнующее - появление из раска­ ленного чрева печи готового произведения, зна­ комство, любование собственным детищем, пока ещё не остывшее произведение хранит тепло рук художника. Результат работы керамиста всегда непредсказуем. Ему изначально знакома лишь задуманная форма. Цвет же, получающийся в результате обжига или глазурования, равно как и узор, украшающий предмет после обвара, уга­ дать нельзя. В этой интриге замысла и результата, пожалуй, и состоит главная прелесть керамики, волнующая художника и удивляющая зрителя. Керамика и гончарство - одно из древнейших ремёсел человека. На протяжении многовековой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz