Тиетта. 2009, N 3 (9).

35 лами. Домой я привёз коллекцию в 100 минера­ лов. Привёз порядочный дневник с самодельны­ ми картами». Среди собранных детьми образцов дейст­ вительно попадались ценные находки. Так, груп­ па ребят из города Канска нашла железную руду, Валя Белова - стронционит (стронцианит - Гл. ред .), Баясхаланов, ученик 6-го класса, нашёл флю­ орит. Ребята знали, что о каждой интересной наход­ ке нужно прежде всего сообщать Ферсману. «Передаю экстренное сообщение! - писал с Урала Юра Баранов. - Я обнаружил месторожде­ ние граната бурого цвета». Собирая камни, ребята стремились составить из них разнообразные коллекции. Ферсман по­ могал ребятам и в этом довольно оригинальным путём. Он давал юным коллекционерам Урала адреса коллекционеров Сибири, Кавказа, Украи­ ны и, наоборот, советовал производить обмен об­ разцами. Вообще деловому общению школьни­ ков Ферсман придавал большое значение. Иногда вместо того, чтобы самому ответить на вопросы корреспондентов, он умышленно направлял их за ответами к другим ребятам. Между детьми завя­ зывалась оживлённая переписка. Увлечение минералогией доходило у не­ которых до того, что они загромождали камня­ ми всю квартиру. Юра Баранов писал Ферсма­ ну: «Сейчас у меня уже 975 образцов». Родители Юры в конце концов запротестовали, и огорчён­ ный мальчик жаловался академику: «У меня всё время скандалы из-за камней с папой». Чувствуя в Ферсмане близкого человека, Юра придумал такой «выход». «Я хочу к Вам переехать жить со своими образцами. Мне будет у Вас хорошо. Би­ лет для проезда мне дадут бесплатный». Когда Юра подрос, он стал руководить школь­ ным геологическим кружком. Он попросил Ферс­ мана на лето устроить его с товарищем «в какую- либо экспедицию в качестве работников. Я умею мыть шлихи, собирать образцы, умею изготов­ лять обед. Оклад нам не надо. Работать обязуем­ ся честно и выполнять возложенную на нас рабо­ ту беспрекословно. Лучшие образцы мы отдаём Вам». Александр Евгеньевич исполнил просьбу Юры. По окончании летних каникул Юра писал академику: «Лето провёл хорошо. Сначала поехал работать младшим коллектором. Потом поехал на экскурсию... Осмотрели шесть пещер, очень интересно. Привёз маленькие сталактиты... » «Очень рад за Вас, - ответил ему академик, - лето прошло, по-видимому, с большой пользой для Вас. Работа коллектора очень полезна и интерес­ на. Вы спрашиваете, в какой геолого-разведочный институт поступить - Московский или Ленинград­ ский. Разницы нет, программа учения ведь одна и та же... Как прошла Ваша операция? Поправился ли Ваш отец? Привет! Академик Ферсман». Сейчас Юрий Баранов кончает геологический факультет Днепропетровского горного института. Почти все юные корреспонденты Ферсмана мечтали стать в будущем геологами и, начиная со школьной скамьи, уже подготовляли себя к путе­ шествиям. Ученик 4-го класса Слава Приданцев с радостью сообщал Ферсману: «Я хороший физ­ культурник. Умею готовить обед, ужин и завтрак. Штопаю чулки. Умею стирать. Хорошо плаваю и гребу. Вообще я закаляюсь к походам». Некоторые родители, видя горячее увлечение детей минералогией, обращались к Ферсману за советом. Отец Виталия Макарова, бухгалтер из Сталинграда, писал, что его сын с 9 лет интересу­ ется камнями, целыми днями пропадает в овра­ гах. «Как быть с мальчиком? - спрашивал отец. - Ваш авторитетный совет учёного нашей великой страны навсегда определит путь моего сына...» Александр Евгеньевич тотчас же ответил Мака­ рову: «Получил Ваше письмо, и думаю, что очень хорошо то, что Ваш сын Виталий уже сейчас увле­ кается камнями и хочет быть горным инженером. Это ведь прекрасная специальность, связанная с нашей промышленностью и строительством, с путешествиями по горам и с большой организа­ ционной работой. Я думаю поэтому, что любовь к природе и камням, и стремление с молодых лет к определённой цели - вещь очень хорошая, кото­ рую нужно поддерживать. Искренний Вам привет и Вашему молодому минералогу. Академик А.Е. Ферсман». Академик послал А. Макарову в подарок свою книгу «Воспоминания о камне». Между отцом мальчика и учёным завязалась переписка, про­ должавшаяся несколько лет. Своими советами Ферсман помогал родителю воспитывать его сына и сумел направить мальчика на тот жизненный путь, который наиболее соответствовал его запро­ сам. Теперь Виталий студент геологического фа­ культета, и о Ферсмане всегда вспоминает с глубо­ кой благодарностью. Ферсман определил и будущность Саши Ар­ сентьева из города Брянска. Восемь лет продолжа­ лась его переписка с Александром Евгеньевичем. Учёный посылал ему книги, просил сообщить, как работает школьный кружок геологов, кото­ рым руководил его юный друг, указывал какие минералы могут встретиться в районе Брянска и советовал их искать. Члены кружка горячо откли­ кались на призыв академика. «Когда мы прочита­ ли Ваше письмо, то пределов нашей радости не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz