Тиетта. 2009, N 3 (9).
35 лами. Домой я привёз коллекцию в 100 минера лов. Привёз порядочный дневник с самодельны ми картами». Среди собранных детьми образцов дейст вительно попадались ценные находки. Так, груп па ребят из города Канска нашла железную руду, Валя Белова - стронционит (стронцианит - Гл. ред .), Баясхаланов, ученик 6-го класса, нашёл флю орит. Ребята знали, что о каждой интересной наход ке нужно прежде всего сообщать Ферсману. «Передаю экстренное сообщение! - писал с Урала Юра Баранов. - Я обнаружил месторожде ние граната бурого цвета». Собирая камни, ребята стремились составить из них разнообразные коллекции. Ферсман по могал ребятам и в этом довольно оригинальным путём. Он давал юным коллекционерам Урала адреса коллекционеров Сибири, Кавказа, Украи ны и, наоборот, советовал производить обмен об разцами. Вообще деловому общению школьни ков Ферсман придавал большое значение. Иногда вместо того, чтобы самому ответить на вопросы корреспондентов, он умышленно направлял их за ответами к другим ребятам. Между детьми завя зывалась оживлённая переписка. Увлечение минералогией доходило у не которых до того, что они загромождали камня ми всю квартиру. Юра Баранов писал Ферсма ну: «Сейчас у меня уже 975 образцов». Родители Юры в конце концов запротестовали, и огорчён ный мальчик жаловался академику: «У меня всё время скандалы из-за камней с папой». Чувствуя в Ферсмане близкого человека, Юра придумал такой «выход». «Я хочу к Вам переехать жить со своими образцами. Мне будет у Вас хорошо. Би лет для проезда мне дадут бесплатный». Когда Юра подрос, он стал руководить школь ным геологическим кружком. Он попросил Ферс мана на лето устроить его с товарищем «в какую- либо экспедицию в качестве работников. Я умею мыть шлихи, собирать образцы, умею изготов лять обед. Оклад нам не надо. Работать обязуем ся честно и выполнять возложенную на нас рабо ту беспрекословно. Лучшие образцы мы отдаём Вам». Александр Евгеньевич исполнил просьбу Юры. По окончании летних каникул Юра писал академику: «Лето провёл хорошо. Сначала поехал работать младшим коллектором. Потом поехал на экскурсию... Осмотрели шесть пещер, очень интересно. Привёз маленькие сталактиты... » «Очень рад за Вас, - ответил ему академик, - лето прошло, по-видимому, с большой пользой для Вас. Работа коллектора очень полезна и интерес на. Вы спрашиваете, в какой геолого-разведочный институт поступить - Московский или Ленинград ский. Разницы нет, программа учения ведь одна и та же... Как прошла Ваша операция? Поправился ли Ваш отец? Привет! Академик Ферсман». Сейчас Юрий Баранов кончает геологический факультет Днепропетровского горного института. Почти все юные корреспонденты Ферсмана мечтали стать в будущем геологами и, начиная со школьной скамьи, уже подготовляли себя к путе шествиям. Ученик 4-го класса Слава Приданцев с радостью сообщал Ферсману: «Я хороший физ культурник. Умею готовить обед, ужин и завтрак. Штопаю чулки. Умею стирать. Хорошо плаваю и гребу. Вообще я закаляюсь к походам». Некоторые родители, видя горячее увлечение детей минералогией, обращались к Ферсману за советом. Отец Виталия Макарова, бухгалтер из Сталинграда, писал, что его сын с 9 лет интересу ется камнями, целыми днями пропадает в овра гах. «Как быть с мальчиком? - спрашивал отец. - Ваш авторитетный совет учёного нашей великой страны навсегда определит путь моего сына...» Александр Евгеньевич тотчас же ответил Мака рову: «Получил Ваше письмо, и думаю, что очень хорошо то, что Ваш сын Виталий уже сейчас увле кается камнями и хочет быть горным инженером. Это ведь прекрасная специальность, связанная с нашей промышленностью и строительством, с путешествиями по горам и с большой организа ционной работой. Я думаю поэтому, что любовь к природе и камням, и стремление с молодых лет к определённой цели - вещь очень хорошая, кото рую нужно поддерживать. Искренний Вам привет и Вашему молодому минералогу. Академик А.Е. Ферсман». Академик послал А. Макарову в подарок свою книгу «Воспоминания о камне». Между отцом мальчика и учёным завязалась переписка, про должавшаяся несколько лет. Своими советами Ферсман помогал родителю воспитывать его сына и сумел направить мальчика на тот жизненный путь, который наиболее соответствовал его запро сам. Теперь Виталий студент геологического фа культета, и о Ферсмане всегда вспоминает с глубо кой благодарностью. Ферсман определил и будущность Саши Ар сентьева из города Брянска. Восемь лет продолжа лась его переписка с Александром Евгеньевичем. Учёный посылал ему книги, просил сообщить, как работает школьный кружок геологов, кото рым руководил его юный друг, указывал какие минералы могут встретиться в районе Брянска и советовал их искать. Члены кружка горячо откли кались на призыв академика. «Когда мы прочита ли Ваше письмо, то пределов нашей радости не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz