Тиетта. 2009, N 3 (9).
териал от Академика наук - от Вас. Теперь я буду заниматься энергичнее. Желаю долговечности». Ферсман всегда требовал от детей, чтобы они отлично учились. «Каждый в нашей стране, - пи сал он в «Пионерской правде», - вставая утром, должен спросить себя: а что я сделал вчера?.. Ни кто не может сказать, что он слишком мал или слишком стар, чтобы трудиться; учиться труду, если ты мал, и помогать советом и словом, если стар и имеешь опыт жизни, - вот наша задача. Но трудиться надо толково, надо знать своё дело. Вот почему надо всем нам учиться, учиться всегда и везде... » В переписке с отдельными ребятами, иногда длительной, Ферсман умело, как истинный педа гог, воспитывал их. Ребята чутко прислушивались к указаниям академика и горячо любили его. Показателен пример со школьником Алёшей Дегтярёвым из Киргизии. Увлекаясь минерало гией, мальчик учился очень неровно. В письмах Ферсман ставил ему это на вид. «Я понимаю, - пи сал Александр Евгеньевич, - Ваше же лание учиться скорее минералогии и географии. Но в ряде вопросов нельзя перескочить через отдельные этапы. Надо Вам закончить десятилетку. Без десятого класса Вас никуда не примут. Подумайте об этом серьёзно... Во вся ком случае, нехорошо, что Ваше уче ние сильно снижено и Вы получили ряд скверных отметок. Десятый класс Вы должны окончить... Привет. Академик Ферсман». Алёша ответил: «Вот получил это письмо и чуть со стыда не сгорел за свои оценки по предметам. Даже не знаю, как и писать Вам теперь. Я почему-то Вас больше стыжусь, чем родителей». В следующем письме Алёша уже со общал: «Учусь на отлично. Первый ученик в клас се и ударник. Я запомнил писанное Вами... » Переписка Алёши с Ферсманом продолжалась не один год. «Чем больше мы с Вами переписываемся, - пи сал Алёша Ферсману, - тем больше у меня растёт привязанность к Вам... Письма Ваши я собираю в один пакет и берегу их, как говорится, пуще своего глаза. Я несколько раз, когда мне стано вится почему-либо нехорошо, прочитываю их и всё проходит... Теперь я сам осознал много отри цательных черт, которые бывают у людей моего возраста. Теперь я понял смысл Вашего письма и крепко понял... Пишите и критикуйте, я не оби жаюсь, а это для меня громаднейшая польза... Я готов выполнять все заданное Вами, какое бы оно ни было, или трудное или лёгкое... » 34 Ферсман советовал ребятам «всматриваться, тонко наблюдать окружающее, понимать, разби раться в его причинах и связях, смотреть пытливо на каждую мелочь». Под влиянием учёного многие ребята на чинали по-иному воспринимать мир. Ваня Гав- риш из Харьковской области писал: «Я стал видеть окружающую природу новыми, пригляд ными глазами. Я теперь присматриваюсь до каж дого предмета - камешка, утёса и т. д., и никакая вещь не проходит мимо, чтобы я не обратил вни мания на неё». Ф ер см а н п р и у ч ал д е т ей бы ть ц е л е устремлёнными, уметь по плану работать, пра вильно распределять своё время. В «Пионерской правде» он рассказал следующий случай из своих школьных лет. Учитель как-то поручил ученикам проследить в течение дня и записать, сколько времени каж дый тратит на то или иное дело. Когда подсчита ли, то оказалось, что даже при учёте сна, отдыха и времени на еду, оставалось ещё несколько часов неизвестно на что потраченных. Ребятам стало до садно - как это они впустую тратят время? Тогда несколько учеников, в том числе и Ферсман, ор ганизовали группу во главе с «тройкой», которой ежедневно каждый член группы докладывал, как он израсходовал своё время. «Именно в школе я научился беречь и разумно использовать своё время, - писал Ферсман. - При вычка работать и отдыхать по плану очень помо гает мне в жизни». Ферсман прививал детям чувство любви к Ро дине, стремление принести ей пользу, увеличить её богатства. Ребята с большим энтузиазмом шли искать минералы. Пионер Ваня Бойков писал: «Я, как говорится, заболел горной болезнью, очень и очень хочу быть геологом. В лагере я даже бредил во сне минера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz