Тиетта. 2009, N 3 (9).

териал от Академика наук - от Вас. Теперь я буду заниматься энергичнее. Желаю долговечности». Ферсман всегда требовал от детей, чтобы они отлично учились. «Каждый в нашей стране, - пи­ сал он в «Пионерской правде», - вставая утром, должен спросить себя: а что я сделал вчера?.. Ни­ кто не может сказать, что он слишком мал или слишком стар, чтобы трудиться; учиться труду, если ты мал, и помогать советом и словом, если стар и имеешь опыт жизни, - вот наша задача. Но трудиться надо толково, надо знать своё дело. Вот почему надо всем нам учиться, учиться всегда и везде... » В переписке с отдельными ребятами, иногда длительной, Ферсман умело, как истинный педа­ гог, воспитывал их. Ребята чутко прислушивались к указаниям академика и горячо любили его. Показателен пример со школьником Алёшей Дегтярёвым из Киргизии. Увлекаясь минерало­ гией, мальчик учился очень неровно. В письмах Ферсман ставил ему это на вид. «Я понимаю, - пи­ сал Александр Евгеньевич, - Ваше же­ лание учиться скорее минералогии и географии. Но в ряде вопросов нельзя перескочить через отдельные этапы. Надо Вам закончить десятилетку. Без десятого класса Вас никуда не примут. Подумайте об этом серьёзно... Во вся­ ком случае, нехорошо, что Ваше уче­ ние сильно снижено и Вы получили ряд скверных отметок. Десятый класс Вы должны окончить... Привет. Академик Ферсман». Алёша ответил: «Вот получил это письмо и чуть со стыда не сгорел за свои оценки по предметам. Даже не знаю, как и писать Вам теперь. Я почему-то Вас больше стыжусь, чем родителей». В следующем письме Алёша уже со­ общал: «Учусь на отлично. Первый ученик в клас­ се и ударник. Я запомнил писанное Вами... » Переписка Алёши с Ферсманом продолжалась не один год. «Чем больше мы с Вами переписываемся, - пи­ сал Алёша Ферсману, - тем больше у меня растёт привязанность к Вам... Письма Ваши я собираю в один пакет и берегу их, как говорится, пуще своего глаза. Я несколько раз, когда мне стано­ вится почему-либо нехорошо, прочитываю их и всё проходит... Теперь я сам осознал много отри­ цательных черт, которые бывают у людей моего возраста. Теперь я понял смысл Вашего письма и крепко понял... Пишите и критикуйте, я не оби­ жаюсь, а это для меня громаднейшая польза... Я готов выполнять все заданное Вами, какое бы оно ни было, или трудное или лёгкое... » 34 Ферсман советовал ребятам «всматриваться, тонко наблюдать окружающее, понимать, разби­ раться в его причинах и связях, смотреть пытливо на каждую мелочь». Под влиянием учёного многие ребята на­ чинали по-иному воспринимать мир. Ваня Гав- риш из Харьковской области писал: «Я стал видеть окружающую природу новыми, пригляд­ ными глазами. Я теперь присматриваюсь до каж­ дого предмета - камешка, утёса и т. д., и никакая вещь не проходит мимо, чтобы я не обратил вни­ мания на неё». Ф ер см а н п р и у ч ал д е т ей бы ть ц е л е ­ устремлёнными, уметь по плану работать, пра­ вильно распределять своё время. В «Пионерской правде» он рассказал следующий случай из своих школьных лет. Учитель как-то поручил ученикам проследить в течение дня и записать, сколько времени каж­ дый тратит на то или иное дело. Когда подсчита­ ли, то оказалось, что даже при учёте сна, отдыха и времени на еду, оставалось ещё несколько часов неизвестно на что потраченных. Ребятам стало до­ садно - как это они впустую тратят время? Тогда несколько учеников, в том числе и Ферсман, ор­ ганизовали группу во главе с «тройкой», которой ежедневно каждый член группы докладывал, как он израсходовал своё время. «Именно в школе я научился беречь и разумно использовать своё время, - писал Ферсман. - При­ вычка работать и отдыхать по плану очень помо­ гает мне в жизни». Ферсман прививал детям чувство любви к Ро­ дине, стремление принести ей пользу, увеличить её богатства. Ребята с большим энтузиазмом шли искать минералы. Пионер Ваня Бойков писал: «Я, как говорится, заболел горной болезнью, очень и очень хочу быть геологом. В лагере я даже бредил во сне минера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz