Тиетта. 2009, N 3 (9).

98 Подсвечник из серии « .И з жизни рыб.». Глина. Оксиды. Дымление. Candlestick from the series «.From the life of fish .». Clay. Oxides. Fuming. истории эти народные промыслы были прежде всего ремеслом, и уже потом - искусством. Дол­ гое время областью применения керамики и гон­ чарства были только посуда и народная игрушка. Новым этапом развития этих видов декоративно­ прикладного искусства стало появление в Х1Х в. авторской керамики. В ней мастер не использовал традиционные формы, а создавал свои, неповто­ римые. Сегодня авторская керамика переживает второе рождение. Этому во многом способству­ ют крупнейшие музеи страны, привлекающие к ней внимание широкой публики. Из наиболее за­ метных акций - беспрецедентная по масштабам выставка «Керамика в пейзаже. Стекло на траве» Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Фон­ да современной керамики Елагиноостровского дворца-музея, участницей которой в 2007 г. стала Инга Груздева. Отмечу, что керамика и гончарное дело - промыслы, традиционные для средней по­ лосы и юга России. Тем заметнее творчество Инги Груздевой - единственного в Мурманской обла­ сти художника, занимающегося этим нетрадици­ онным для русского Севера ремеслом. Авторская керамика - особая область декоративно-прикладного искусства. Её «изюмин­ ка» - в соединении архаичной традиции (формы и назначения предмета, обязательного соблюде­ ния технологии, а также материала - глины) со свободным полётом фантазии, рождающей но­ вые и новые формы. Творчество этого художни­ ка - яркий пример такого синтеза, органичного соединения архаики и индивидуальности. Её про­ изведения, казалось бы, самые обычные - под­ свечники, свистульки, посуда - не только радуют глаз, но пробуждают мысли и чувства. Свободная интерпретация традиционных народных («Бе­ региня») и природных форм («Из жизни рыб»), эксперименты с назначением предмета и цвето­ вым решением превращают его в эксклюзивное произведение, например, блюдо «Небо внутри». Соединение грубоватой поверхности глины и не­ бесной лазури, земного и небесного, своеобразная аллегория человека, философское стихотворение в глине . Каждый художник нуждается в эмоциональ­ ной подпитке, каждый имеет свой источник вдох­ новения. Для Инги Груздевой это жизнь в её са­ мых различных проявлениях. Тем и прекрасно творчество - в повседневной жизни заключены волнующие художника обычные вещи, которым суждено стать стимулом творческого поиска. Ху­ дожественное творчество - лишь одна грань лич­ ности Инги Груздевой. Она постоянный инициа­ тор детских и молодёжных артпроектов, а также прекрасный педагог. Это позволяет надеяться на то, что скоро на нашем Севере вырастет новое по­ коление юных гончаров и керамистов, таких же трудолюбивых, свободных и талантливых. К. К олоб ова , искусствовед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz