Тиетта. 2009, N 2 (8).
60 Фотохудожник Александр Пустовойт Однажды мой телефон зазвонил по-особенному, в ма жорных тонах, обещая прият ную неожиданность. На прово де был южный сосед - директор Института геологии КарНЦ РАН д.г.-м.н. В.В. Щипцов. Суть просьбы состояла в том, чтобы принять его с гостем - фотоху дожником из Канады. Хочет-де воспеть наши Хибины. Разве мы когда отказывали иностранцам? Конечно , встретим хлебом - солью! Но вскоре выяснилось, что Александр Сергеевич Пу- стовойт - именно так зовут гостя - родился в 1960 г. в Лениногор- ске, в 1982 г. закончил факультет газонефтяной геологии, геофи зики и геохимии Московского института нефтяной, химиче ской и газовой промышленно сти им. И.М. Губкина, затем ра б о тал по сп ец и ал ьн о с ти , в 1988-1992 гг. обучался в аспиран туре. Но в 1996 г. круто изменил судьбу, переехав из Москвы в Калгари и поменяв профессию нефтяника на фотохудожника. Впрочем, то и другое - не просто профессии, скорее - призвания. И я подозреваю, что художник жил в нём ещё в бытность гео логом. Разве вы, читающие эти строки, не носите в рюкзаках фотоаппараты, а между доку ментациями обнажений не сни маете чудные пейзажи, спелую морошку на кочке, каплю росы в чашечке листа, зазевавшую ся пичугу на ветке, радугу над тундрой? В 1996 г. А. Пустовойт обучался корпоративному ме неджменту в Университете Дж. Вашингтона, в 2000 г. - изда тельским технологиям в Монт Ройял Колледж, в 2002-2003 гг. - график-дизайну в Университете Калгари, с 2002 г. работает арт- директором компании «Модер- нета». За это время состоялись его персональные выставки в Москве (музтеатр «Геликон Опера», ЦНХО Б.М. Немен- ского, Высоко-Петровский мо настырь), Петрозаводске (Ин ститут геологии КарНЦ РАН), Мурманске («Арктик Эколо гия»), Калгари («Арт Централ», «Тайрел Кларк Гэллери», «Арт Груп Вернисаж»), Окотоксе («Гэллери Престиж»). На очере ди - фотовыставка в нашем Ин ституте осенью этого года. О художественном стиле мастера выразительно написала директор музея «Геликон Опера» А. Грибкова-Тхостова: «Едва пол года прошло с открытия первых масштабных персональных вы ставок А. Пустовойта в северных российских городах Петрозаводск и Мурманск. И вот открывается новая выставка в канадском Кал гари. Геолог-нефтяник, обошед ший с экспедициями полстраны... дал волю своему художественному дару и особой зоркости, занявшись изобразительным искусством - ди зайном, живописью, фотографией. Спектр интересов фотографа по ражает широтой, а особая довери тельность интонации превращает зрителя в собеседника, соучастни ка и товарища в захватывающем путешествии по планете Земля. Автор околдован величием гор, рек и морей, красотой растений и цве тов, бессловесной мудростью, си лой и грацией животных. Творения человеческого гения на его фото графиях соседствуют с примера ми разрушительной беспечности. Каждый дом, окно, набережная, лестницы, мосты хранят энергию мысли и память о тех, кто их созда вал, кто жил здесь, кто тянул нить судьбы. < ... > Фотографии А. Пу- стовойта не поражают концепту альной сложностью, они радуют и согревают душу человечностью и гармонией. < . > Представленная коллекция работ позволяет гово рить о появлении в современном искусстве фотографии новой яркой индивидуальности». Серию «очень грустных» фотографий, которую автор ре шился представить читателям «Тиетты» лишь по моему на стоянию, можно назвать «Нача ло», ведь она - об отходящем в историю Хибиногорске 1920-х - 1930-х. Глядя в пустые глазницы вокзала, в пролом стены бывше го гаража, на деревья, пророс шие сквозь зияющие окна обо гатительного цеха, на корпу са АНОФ-1, слившиеся с серым склоном горы, заезжие ино странцы делают акцент на «раз рушительной беспечности». Верно, с нею нам не справиться. Нужды нет. Загадочной русской душе противны чистые троту ары и обочины дорог. Сделаем вид, что это памятник истории освоения Хибин, и будем хотя бы помнить цену, заплаченную не нами за наше благополучие. ЮЛ. Войтеховский д.г.-м.н., профессор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz