Тиетта. 2009, N 2 (8).

60 Фотохудожник Александр Пустовойт Однажды мой телефон зазвонил по-особенному, в ма­ жорных тонах, обещая прият­ ную неожиданность. На прово­ де был южный сосед - директор Института геологии КарНЦ РАН д.г.-м.н. В.В. Щипцов. Суть просьбы состояла в том, чтобы принять его с гостем - фотоху­ дожником из Канады. Хочет-де воспеть наши Хибины. Разве мы когда отказывали иностранцам? Конечно , встретим хлебом - солью! Но вскоре выяснилось, что Александр Сергеевич Пу- стовойт - именно так зовут гостя - родился в 1960 г. в Лениногор- ске, в 1982 г. закончил факультет газонефтяной геологии, геофи­ зики и геохимии Московского института нефтяной, химиче­ ской и газовой промышленно­ сти им. И.М. Губкина, затем ра­ б о тал по сп ец и ал ьн о с ти , в 1988-1992 гг. обучался в аспиран­ туре. Но в 1996 г. круто изменил судьбу, переехав из Москвы в Калгари и поменяв профессию нефтяника на фотохудожника. Впрочем, то и другое - не просто профессии, скорее - призвания. И я подозреваю, что художник жил в нём ещё в бытность гео­ логом. Разве вы, читающие эти строки, не носите в рюкзаках фотоаппараты, а между доку­ ментациями обнажений не сни­ маете чудные пейзажи, спелую морошку на кочке, каплю росы в чашечке листа, зазевавшую­ ся пичугу на ветке, радугу над тундрой? В 1996 г. А. Пустовойт обучался корпоративному ме­ неджменту в Университете Дж. Вашингтона, в 2000 г. - изда­ тельским технологиям в Монт Ройял Колледж, в 2002-2003 гг. - график-дизайну в Университете Калгари, с 2002 г. работает арт- директором компании «Модер- нета». За это время состоялись его персональные выставки в Москве (музтеатр «Геликон Опера», ЦНХО Б.М. Немен- ского, Высоко-Петровский мо­ настырь), Петрозаводске (Ин­ ститут геологии КарНЦ РАН), Мурманске («Арктик Эколо­ гия»), Калгари («Арт Централ», «Тайрел Кларк Гэллери», «Арт Груп Вернисаж»), Окотоксе («Гэллери Престиж»). На очере­ ди - фотовыставка в нашем Ин­ ституте осенью этого года. О художественном стиле мастера выразительно написала директор музея «Геликон Опера» А. Грибкова-Тхостова: «Едва пол­ года прошло с открытия первых масштабных персональных вы­ ставок А. Пустовойта в северных российских городах Петрозаводск и Мурманск. И вот открывается новая выставка в канадском Кал­ гари. Геолог-нефтяник, обошед­ ший с экспедициями полстраны... дал волю своему художественному дару и особой зоркости, занявшись изобразительным искусством - ди­ зайном, живописью, фотографией. Спектр интересов фотографа по­ ражает широтой, а особая довери­ тельность интонации превращает зрителя в собеседника, соучастни­ ка и товарища в захватывающем путешествии по планете Земля. Автор околдован величием гор, рек и морей, красотой растений и цве­ тов, бессловесной мудростью, си­ лой и грацией животных. Творения человеческого гения на его фото­ графиях соседствуют с примера­ ми разрушительной беспечности. Каждый дом, окно, набережная, лестницы, мосты хранят энергию мысли и память о тех, кто их созда­ вал, кто жил здесь, кто тянул нить судьбы. < ... > Фотографии А. Пу- стовойта не поражают концепту­ альной сложностью, они радуют и согревают душу человечностью и гармонией. < . > Представленная коллекция работ позволяет гово­ рить о появлении в современном искусстве фотографии новой яркой индивидуальности». Серию «очень грустных» фотографий, которую автор ре­ шился представить читателям «Тиетты» лишь по моему на­ стоянию, можно назвать «Нача­ ло», ведь она - об отходящем в историю Хибиногорске 1920-х - 1930-х. Глядя в пустые глазницы вокзала, в пролом стены бывше­ го гаража, на деревья, пророс­ шие сквозь зияющие окна обо­ гатительного цеха, на корпу­ са АНОФ-1, слившиеся с серым склоном горы, заезжие ино­ странцы делают акцент на «раз­ рушительной беспечности». Верно, с нею нам не справиться. Нужды нет. Загадочной русской душе противны чистые троту­ ары и обочины дорог. Сделаем вид, что это памятник истории освоения Хибин, и будем хотя бы помнить цену, заплаченную не нами за наше благополучие. ЮЛ. Войтеховский д.г.-м.н., профессор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz