Тиетта. 2009, N 2 (8).

58 зовые медали ВДНХ за ком­ плексное оформление АНОФ-2 и проект комнаты трудовой славы. Особое место занимают созданные Н.В. Владимировым эскизы 12 памятных значков: праздников Севера, рудника «Центральный», ПГИ и др. На­ конец, символ города Апатиты - его герб (победа на конкурсе 1967 г. среди 11 участников). Николай Владимирович ступил на стезю художника- живописца только в 1962 г. в зрелом 32-летнем возрасте с десятилетним опытом офор­ мительской работы. Это пре­ допределено многим людям с художественным талантом, которые попадают на Край­ ний Север. Художник проник­ ся красотой суровой северной природы, и рука с кистью сама потянулась к мольберту. На­ чался долгий творческий путь. Не было профессионального образования, но существовала творческая аура северных жи­ вописцев: одни жили на Севе­ ре, другие приезжали сюда на время. Николай Владимиро­ вич не считает себя самоучкой, всю жизнь он упорно учился у друзей-художников. Среди них Иван Алдошин, Леонид Сури­ ков, Николай Морозов, Анато­ лий Сергиенко, Юрий Пугачев, Александр Баженов, Василий Капитонов, Владимир Пашкин, Геннадий Бугров, Александр Герштейн, Игорь Бельков (ди­ ректор Геологического институ­ та КНЦ РАН) и многие другие. И каждый до­ стоин отдельно­ го рассказа. А из мастеров старой ш к о л ы п р и ­ влекали особое вним ание Ми­ хаил Нестеров, Виктор Васне­ цов и их ученик П ав ел Ко р ин . Но Н и к о л а й В л а д и м и р о ­ вич выработал свой творческий взгляд на Север, свой почерк, свои приёмы. Его работы выделяют­ ся особым авторским видением, впрочем, как у всех истинных ху­ дожников. Это виды Хибин, рек и озёр, беломорские и вологод­ ские пейзажи с деревянными храмами (Вологодчина - роди­ на жены), своеобразные натюр­ морты. Есть индустриальные пейзажи (5 картин в Доме тех­ ники ОАО «Апатит»). В послед­ ние годы появилась выстрадан­ ная блокадная тематика. Скорбь о тех, кто навсегда остался в бло­ кадном Ленинграде, в трипти­ хе: «Ленинград, январь 1942 г.», «125 грамм», «Салют 27 января 1944 г.» (картины переданы в Го- сударсгвенный Мемориальный музей обороны и блокады Ле­ нинграда). 4 7 л е т т в о р ч е с к о г о пути, многочис­ ленные походы и поездки на се­ верный пленэр с к о л л е г а м и , сотни этю дов , десятки картин, б о л е е д е с я т к а п е р с о н ал ьны х в ы с т а в о к . В 2005 г. на выставке в Апатитах и Мурман­ ске, приуроченной к 75-летию художника, экспонировались 75 его картин. Апатитский краевед В.Э. Берлин создал о творчестве Н.В. Владимирова видеофильм. Произведения художника на­ ходятся в экспозициях Мур­ м ан ск о го х у д ож е с т в ен н о го музея, Киришского краеведче­ ского музея в Ленинградской области, ленинградского Музея- квартиры С.М. Кирова. В 1992 г. состоялась и вызвала большой интерес персональная выставка Н.В. Владимирова в шведском городе Кируна. Многие карти­ ны куплены и разошлись по му­ зейным и частным собраниям Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, США и Канады. Кар­ тина «Ранний снег» находится в зале природы Севера в картин­ ной галерее Оттавы - столицы Канады. Друзья дарили Николаю Владимировичу свои картины. С 1962 г. образовалась замеча­ тельная коллекция из 70 работ. Заветная мечта Н.В. Владими­ рова - подарить это собрание Апатитам с обязательным усло­ вием разместить его в постоян­ ной художественной галерее. Там непременно нашлось бы место и его работам. Такие про­ екты были, но, к сожалению, не осуществились - художествен­ ной галереи в городе до сих пор нет. Остаётся надеяться, что 1 Яд; " Ь t % «* Весной повеяло, 1993 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz