Тиетта. 2009, N 1 (7).

60 кий звук, а главное — портатив­ ность и сравнительная лёгкость воспроизведения мелодий песен и танцев привлекли к ним и русских любителей музыки. В один из июльских дней 1830 года тульский оружейник Иван Сизов, будучи на Ниже­ городской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхи­ щённый мастер сторговал у за­ морского купца «диковинную штуку», не пожалев 40 рублей ассигнациями. Начиная с 1830-х годов в России возникает отечественное производство гармоник. Не слу­ чайно главным местом этого производства становится про­ мышленный центр России — Тула — «город умельцев», как его часто называли. Баян принадлежит к груп­ пе язычковых духовых музы­ кальных инструментов. Этот на­ родный музыкальный инстру­ мент возник в результате усо­ вершенствования хроматичес­ кой гармоники, которая была сконструирована Н. Белоборо­ довым в России в 1870 году. Русский гармонист Я. Орланс- кий-Титаренко дал усовершенст­ вованной хроматической гармо­ нике название "баян". Так инст­ румент, которому не так давно исполнилось 100 лет, получил, можно сказать, второе дыхание, зазвучав в несвойственном ему эстрадном жанре. Репертуар Р. Соколова разнообразен: от народной музыки, классических произведений до современной музыки и джазовой обработки. Богатство выразительных воз­ можностей, технических приё- мов, наличие большого звуко­ высотного диапазона позволяют исполнять на баяне как клас­ сическую, так и современную му­ зыку для фортепиано, скрипки, различных ансамблей и даже оркестров. И главное здесь то, что на баяне классические про­ изведения композиторов при­ обретают совершенно неповто­ римые, оригинальные краски. Р. Соколов, как начинаю­ щий музыкант, достиг уже опре­ делённых успехов. Он лауреат регионального конкурса «Народ­ ные истоки», г. Мурманск, 2008 г.; международного конкурса, г. Пет­ розаводск, 2008 г.; всероссийс­ кого конкурса им. С.В. Рахмани­ нова, г. В. Новгород, 2008 г., а так­ же обладатель премии главы города г. Апатиты, 2004 г. и пре­ мии губернатора Мурманской области, 2008 г. Надеемся, что и в дальней­ шем мы ещё не раз услышим звуки баяна в исполнении Ро­ мана Соколова. А пока поже­ лаем ему успехов и удачи! В статье использован мате­ риал - «История баяна» на сайте bayanistu.ru Л.Д. Чистякова, вед. инженер "Пчёлка" Франца Шуберта в исполнении Р. Соколова. Игра дуэтом в исполнении Р. Соколова и С. Макарова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz