Тиетта. 2009, N 1 (7).

31 и большое чувство - любовь к родной природе. По семейным обстоятельствам в восьмилет­ нем возрасте девочка оказалась в Карелии в маленьком городке Сортавала на северном берегу Ладожского озера, где прожила почти 10 лет. Одновременно с учёбой в средней школе посе­ щала любительскую художест­ венную студию, училась, а затем работала художником-оформи- телем в художественной мас­ терской. До сих пор с благодар­ ностью вспоминает своего пер­ вого наставника-живописца Кро- нида Александровича Гоголева. В Сортавале в 1957 г. произошла удивительная встреча: Вален­ тина, 17-летняя начинающая ху­ дожница, рисовала этюды в го­ родском парке. Неожиданно из дверей дачи райкома КПСС выш­ ли двое. Один из них - высокий, скромно одетый человек, пожи­ лой и лысый, но моложавый и подтянутый - заинтересовался работой, постоял у мольберта и одобрительно покивал головой. Валентина, приняв любо­ пытного зрителя за рядового пар­ тийного деятеля, отнеслась к нему крайне пренебрежительно и равнодушно (и напрасно!). Когда б ей знать, что её этюд оценил сам великий художник из США - певец Севера Рокуэлл Кент, впервые посетивший СССР, в том числе Карелию (а было ему уже 75 лет). Следующие пять лет прош­ ли в городе Гуково Ростовской области. Здесь Валентина успе­ ла даже недолго поработать под землёй в шахте, а затем вновь вступила на стезю художника- оформителя, как оказалось, поч­ ти на всю жизнь. Исподволь на­ чала интересоваться творчест­ вом Кента - своего невольного рецензента - и Николая Рериха, читала их книги, собирала репро­ дукции, коллекционировала мар­ ки. Постепенно возник платони­ ческий интерес к Северу. И вдруг, по воле случая, в руках оказа­ лась марка с надписью «Хиби­ ны. Гор. Кировск, Комсомольс­ кая улица», а на миниатюре - деревянные дома поселка «25 км» на фоне снежных гор. Всё! Жребий брошен! Летом 1962 г. отважная девушка без всяких связей и знакомств в одиночку едет в наш Кировск. И с этим городом связала свою судьбу, вышла замуж, вырастила дочь и сына. Первое пристанище - ком­ ната отдыха в грандиозном зда­ нии Кировского вокзала, первое купание - в озере Б. Вудъявр, первая работа - маляр на строй­ ке. Город был молод, энергичен, перспективен. Самостоятельную девушку приметили, поняли и стали всячески помогать. Вален­ тина Ивановна помнит многих замечательных людей, которые приняли непосредственное жи­ вое участие в её судьбе. В разных подразделениях комбината «Апа­ тит» и города протекала повсед­ невная рутинная работа худож- ника-оформителя: Кировский руд­ ник, Дворец культуры, кино­ театр «Большевик», обогати­ тельная фабрика АНОФ-1 и дру­ гие цеха, историко-краеведчес­ кий музей. Лозунги, плакаты, афиши, интерьеры, доски почё­ та, оформление города к празд­ никам - вёдра красок, гроздья кистей, рулоны бумаги и ткани. Весь город был её промпло- щадкой и помнит свою скром­ ную труженицу. Одновременно развивался и совершенствовался талант ху- дожника-мастера. Студия во Двор­ це культуры «Горняк», походы с мольбертом по Хибинам, к Боль­ шому и Малому Вудъявру, в ущелье Рамзая, долину Кукис- вум с коллегами-художниками Бугровым, Коноваловым, Влади­ мировым, Герштейном, Бонда­ ренко и многими другими. Са­ модеятельные выставки, в том числе «Слава труду» в Москве в 1965 г. (диплом I степени, ред­ кий приз - кинокамера и проек­ тор). Учёба на отделении живо­ писи в Московском заочном уни­ верситете искусств им. Н.К. Крупс­ кой. Дипломная работа В.И. Пет­ ровой «Горы-драконы» 1968 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz