Тиетта. 2008, N 6.

Деловые поездки, путешествия 29 Путешествие в Поднебесную Лучше бы я не ездил в эту Поднебесную! Сидел бы себе дома и не расстраивался. Ведь у нас в России жить совсем неплохо. Работа есть. Продукты - в изобилии. Живём с каждым днём «всё лучче и луче». Природа хорошая, люди вокруг хорошие, ну что ещё нужно! С такими весёлыми-невесёлыми мыслями вернулся я из Пекина - 17-миллионного города сверкающих небоскребов, широких авто­ страд, удобного сервиса и культурного, в основной массе, населения. На улице Пекина. Странно устроен человек. Может жить и выживать в любых условиях и радоваться малому, пока не увидит лучшего и большего. Возвращаясь памятью в детство, вспоминаю послеблокадный Ле­ нинград, разрушенные до основания дома и улицы, голод, многочасовые очереди за мукой и отрубями, хлебные карточки, уличные драки, воровство и бан­ дитизм. Многое из этого осталось в далёком прошлом. Так что же меня так расстроило после поезд­ ки в Китай? Ранее, после поездок в Европу, в Штаты или в Канаду я ничего подобного не испытывал. Если что и казалось лучше, то всегда можно было объяснить более долгой историей мирного созидательного пути развития других стан, отсутст­ вием в их истории кровавых братоубийственных гражданских войн, репрессий, разрух. А у нас поху­ же потому что мы переживаем тяжёлое наследие прошлого. Но есть надежда, что скоро у нас жизнь будет лучше, чем у всех других, потому что мы сильно поумнели. Ну а что же меня так расстроило в Китае? Ну не зависть же?! Ведь я прекрасно понимаю, что основная масса 1.5 - миллиардного населения Китая находится в нищете. По уровню жизни Китай ещё занимает промежуточное поло­ жение между Индией и Россией. В том же Пекине, например, стоит отойти в сторону от широких прос­ пектов и небоскрёбов и заглянуть в глубину узких улиц, как встречаешься с грязью, нищетой и прими­ тивом, чего уже нет ни в Москве, ни в Петербурге. И тем не менее, увиденное меня поразило. Когда я приехал в Пекин в первый раз, в 1996 году (12 лет назад), город произвёл на меня впечат­ ление большой деревни с ветхим, едва ли не деревян­ ным аэропортом и монотонными серыми улицами. Тогда в Пекине успели разрушить всё старое, но ещё не успели воздвигнуть нового, и казалось, что город таким и останется. Сегодня поражает обилие небоскрёбов из стекла и бетона, прекрасно органи­ зованное городское движение, опирающееся на сис­ тему скоростных платных автотрасс (хайвеев), обес­ печивающих быстрое передвижение по городу даже в том случае, если где-то возникли пробки. Пора­ жает аэропорт Пекина, способный принимать в год до 53 миллионов пассажиров. Сооружение имеет циклопические размеры и оригинальное архитек­ турное решение. Необъятных размеров светлое помещение с потолком из ячеистого стекла (зал регистрации) выполняет роль туловища гигантского дракона, распростершегося на площади в несколько квадратных километров. Это сооружение, выпол­ ненное из стекла, бетона и полированного камня, возведено по воле буйной фантазии архитектора Норманна Фостера. Считается, что это крупнейшей аэропорт в Азии, но я думаю и в мире, потому что даже аэропорт Денвера рядом с ним бледнеет. Жилой квартал Пекина. Увы, подобных комплиментов не скажешь о зданиях наших аэропортов в Москве и Петербурге! Построенные 25-30 лет назад, они, может быть, и были когда-то предметом восхищения, но теперь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz