Тиетта. 2008, N 5.
История В затерянной долине, у забытого ручья Под прикрытием вершины след лопарского жилья. Вьется тропка незаметно между кочками болот. След олений неприметный к глади озера ведет... Иногда "пятницы" заменялись культпоходами в театр ("27 марта 1923 года были в Мариинском театре Ферсман, Кесслер, Эльза (Бонштедт - Е.К.), В.А. (Унковская) и остальные; смотрели "Миньон" Таланина с участием Вильгельма Мейера, Бала шова, Роберта Коржевского, Молчанова", - запись в дневнике Б.М. Куплетского). На одну из таких "пятниц" был приглашен гость из Чехословакии Иржи Горак - известный уче ный-филолог, прибывший в Петроград для сопро вождения особого груза - шести вагонов продо вольствия и одежды, собранных Пражским комите том помощи нуждающимся русским ученым. В ту голодную пору действовала Центральная ко миссия по улучшению быта ученых (ЦеКУБУ), руко водимая М. Горьким, ее Петроградский филиал (Пет- роКУБУ) умело возглавлял А.Е. Ферсман. В его беспо койные обязанности входило распределение между бедствующими учеными скудного продовольствен ного пайка, носильных вещей, дарованных циви лизованной Европой. Эту щепетильную миссию А.Е. Ферсман исполнял честно, бескорыстно, без нареканий даже со стороны обделенных. В статье "Петроградские впечатления" И. Горак пишет, что его приятно удивила активность петро градской научной жизни, высокий уровень исследо ваний, большая программа экспедиций, особенно на Север. Во время пребывания в Петрограде с 3 по 20 ноября "наши русские друзья проявили к нам исключительное внимание и поистине братское расположение. Вечером 13 ноября посетили мы Географический институт, возглавляемый А.Е. Ферс маном. Этот выдающийся минералог, известный и нашим специалистам (он встречался в Праге с проф. Славиком) в нынешнем году летом отправился с несколькими учениками далеко на Север, на Кольский полуостров, чтобы обследовать Хибинс кий массив - могучий горный хребет в суровом пустынном крае. Мы были приглашены на "клуб ный вечер", посвященный сообщениям о путешест вии. В просторном зале собралось много слушате лей из студенческой и профессорской среды. Один из участников экспедиции (это был И.Н. Гладцын) в кратком, но очень содержательном обзоре изложил теорию, объясняющую изменение цвета природ ных вод, дополнив известные взгляды личными наблюдениями; ученица Ферсмана, также участница экспедиции (Э.М. Бонштедт) сделала научное опии- сание новых минералов, привлекшее внимание слушателей; третий выступающий - поэт (А.В. Те рентьев) прочитал стихи, написанные на склонах арктических гор, у дружеских лагерных костров. Стихи привлекали свежей непосредственностью наблюдений и завершенностью формы. В заключение выступил руководитель экспе диции. Он дал обзор всей поездки и продемонст рировал фотоснимки. Ученый с широким круго зором, остроумный полемист, он увлекательно обрисовал забытый край, на котором и в ясные дни лежит тень вечной арктической тишины. При этом Ферсман имеет прирожденный, и поэтому неотра зимый юмор. Как ожили в его рассказе мелкие собы тия экспедиции, ход исследовательских работ и веселая жизнь в палатках! Какой учитель! Какие у него прекрасные отношения к ученикам! Как светлели лица учеников, когда учитель рассказывал о трудностях путешест вия! А они были значительными - ведь продукты и все снаряжение приходилось переносить на себе, вплоть до самого отдаленного лагеря, а на обратном пути еще большую тяжесть - каменные сборы. Сту денты и профессор соревновались за достижение рекорда выносливости: кто больше остальных совершит маршрутов, перенесет грузов, поднимется на самую высокую вершину и, должен сказать, что наивысших показателей достиг сам академик. Как уютно было в зале! Казалось, что старшие и младшие в эти минуты забыли о трудностях. Святой огонь научного воодушевления светился в их глазах, дыхание весны и молодости наполняло зал, который поистине был мастерской человеч ности. Я сказал себе: так создается школа в бла городном, прекрасном смысле слова, только из такой взрыхленной почвы вырастает раскидистое дерево традиций, в свежей тени которого распус каются таланты... Конечно, основанный Ферсма ном Географический институт еще молод и не имеет тех традиций, которыми гордятся высшие школы на Западе. Однако в одном он впереди многих из них: его руководитель сумел объединить вокруг себя талантливую молодежь, самозабвен ным учителем, советчиком и другом которой он хочет и умеет быть. Свой организаторский талант он поставил на службу милосердия, возглавив Комиссию по оказанию помощи нуждающимся ученым. Всегда спокойный, улыбающийся, пол ный веры в будущее русского народа, который он любит глубокой осознанной любовью, Ферсман работает без отдыха, поскольку добровольно принял на себя обязанности, которых с избытком хватило бы на многих". Вскоре чешские коллеги снарядили русским ученым научную библиотеку, включающую 743 издания по различным отраслям знаний. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz