Тиетта. 2008, N 5.

История В затерянной долине, у забытого ручья Под прикрытием вершины след лопарского жилья. Вьется тропка незаметно между кочками болот. След олений неприметный к глади озера ведет... Иногда "пятницы" заменялись культпоходами в театр ("27 марта 1923 года были в Мариинском театре Ферсман, Кесслер, Эльза (Бонштедт - Е.К.), В.А. (Унковская) и остальные; смотрели "Миньон" Таланина с участием Вильгельма Мейера, Бала­ шова, Роберта Коржевского, Молчанова", - запись в дневнике Б.М. Куплетского). На одну из таких "пятниц" был приглашен гость из Чехословакии Иржи Горак - известный уче­ ный-филолог, прибывший в Петроград для сопро­ вождения особого груза - шести вагонов продо­ вольствия и одежды, собранных Пражским комите­ том помощи нуждающимся русским ученым. В ту голодную пору действовала Центральная ко­ миссия по улучшению быта ученых (ЦеКУБУ), руко­ водимая М. Горьким, ее Петроградский филиал (Пет- роКУБУ) умело возглавлял А.Е. Ферсман. В его беспо­ койные обязанности входило распределение между бедствующими учеными скудного продовольствен­ ного пайка, носильных вещей, дарованных циви­ лизованной Европой. Эту щепетильную миссию А.Е. Ферсман исполнял честно, бескорыстно, без нареканий даже со стороны обделенных. В статье "Петроградские впечатления" И. Горак пишет, что его приятно удивила активность петро­ градской научной жизни, высокий уровень исследо­ ваний, большая программа экспедиций, особенно на Север. Во время пребывания в Петрограде с 3 по 20 ноября "наши русские друзья проявили к нам исключительное внимание и поистине братское расположение. Вечером 13 ноября посетили мы Географический институт, возглавляемый А.Е. Ферс­ маном. Этот выдающийся минералог, известный и нашим специалистам (он встречался в Праге с проф. Славиком) в нынешнем году летом отправился с несколькими учениками далеко на Север, на Кольский полуостров, чтобы обследовать Хибинс­ кий массив - могучий горный хребет в суровом пустынном крае. Мы были приглашены на "клуб­ ный вечер", посвященный сообщениям о путешест­ вии. В просторном зале собралось много слушате­ лей из студенческой и профессорской среды. Один из участников экспедиции (это был И.Н. Гладцын) в кратком, но очень содержательном обзоре изложил теорию, объясняющую изменение цвета природ­ ных вод, дополнив известные взгляды личными наблюдениями; ученица Ферсмана, также участница экспедиции (Э.М. Бонштедт) сделала научное опии- сание новых минералов, привлекшее внимание слушателей; третий выступающий - поэт (А.В. Те­ рентьев) прочитал стихи, написанные на склонах арктических гор, у дружеских лагерных костров. Стихи привлекали свежей непосредственностью наблюдений и завершенностью формы. В заключение выступил руководитель экспе­ диции. Он дал обзор всей поездки и продемонст­ рировал фотоснимки. Ученый с широким круго­ зором, остроумный полемист, он увлекательно обрисовал забытый край, на котором и в ясные дни лежит тень вечной арктической тишины. При этом Ферсман имеет прирожденный, и поэтому неотра­ зимый юмор. Как ожили в его рассказе мелкие собы­ тия экспедиции, ход исследовательских работ и веселая жизнь в палатках! Какой учитель! Какие у него прекрасные отношения к ученикам! Как светлели лица учеников, когда учитель рассказывал о трудностях путешест­ вия! А они были значительными - ведь продукты и все снаряжение приходилось переносить на себе, вплоть до самого отдаленного лагеря, а на обратном пути еще большую тяжесть - каменные сборы. Сту­ денты и профессор соревновались за достижение рекорда выносливости: кто больше остальных совершит маршрутов, перенесет грузов, поднимется на самую высокую вершину и, должен сказать, что наивысших показателей достиг сам академик. Как уютно было в зале! Казалось, что старшие и младшие в эти минуты забыли о трудностях. Святой огонь научного воодушевления светился в их глазах, дыхание весны и молодости наполняло зал, который поистине был мастерской человеч­ ности. Я сказал себе: так создается школа в бла­ городном, прекрасном смысле слова, только из такой взрыхленной почвы вырастает раскидистое дерево традиций, в свежей тени которого распус­ каются таланты... Конечно, основанный Ферсма­ ном Географический институт еще молод и не имеет тех традиций, которыми гордятся высшие школы на Западе. Однако в одном он впереди многих из них: его руководитель сумел объединить вокруг себя талантливую молодежь, самозабвен­ ным учителем, советчиком и другом которой он хочет и умеет быть. Свой организаторский талант он поставил на службу милосердия, возглавив Комиссию по оказанию помощи нуждающимся ученым. Всегда спокойный, улыбающийся, пол­ ный веры в будущее русского народа, который он любит глубокой осознанной любовью, Ферсман работает без отдыха, поскольку добровольно принял на себя обязанности, которых с избытком хватило бы на многих". Вскоре чешские коллеги снарядили русским ученым научную библиотеку, включающую 743 издания по различным отраслям знаний. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz