Страж моря. 1944 г. Сентябрь.
Смерть веме^кйм «скуйіитаіѵй М О Р Я ★ ★ № 77 К Р А С Н О ф Л О Т С Н А Я Г А З Е Т А 20 сентября 1944 г., среда ★ ★ ПРОЧТИ и передай товарищу . Для умелого моряка ночь— не помеха, а сою зник и верный помощник! Военные моряки! Используем ночное время для усиления нашей боевой активности! Сильнее удары по врагу! Будь на „товсь“ —ночь пришла! ОЧИСТИМ ОТ ФРИЦЕВ РОДНОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ! Все короче и короче стает день, уступая время суток ночи. Поляр ная ночь усложняет условия пла вания и боевых действий, но вме сте с тем она открывает перед североморцами большие возмож ности усилить боевую активность. Для умелых моряков ночное время — союзнин и верный по мощник. Ярким примером умелого использования ночи может слу жить крупная десантная опера ция в тылу врага, проведенная при содействии моряков ныне Второго Гвардейского и Красно знаменного дивизиона морских охотников. Эта десантная опера ция вошла в историю нашего сое динения под названием: «Сен тябрьский набег». Моряки дерзко и внезапно по дошли к вражескому берегу и вы садили бойцов морской пехоты. Участники операции вспоминают: «Бушевал шторм, видимость была исключительно низкой. К берегу подойти вплотную не было возможности. Тогда старшины и краснофлотцы Заикин, Синев, По лов, Гамырин смело бросились в холодную воду, чтобы поддержи вать трапы, этим самым способ ствуя быстрой высадке десантни- НОЕ. Враг начал противодействие. Моряки смело вступили в бой. Осколки от немецких мин ранили старшину Чудинова, краснофлот цев Мушинского, Белькова, но никто из них даже и не подумал об оставлении хотя бы на минуту боевого поста. В этой боевой операции наши отважные катерники показали силу наступательного порыва, высокие воинское мастерство и бдительность, мужество и отвагу. В ней проявилось искусство та ких комендоров, как Волков, су мевший во-тьме заменить сломан ный боек; таких сигнальщиков, как Заикин, всегда первым обна руживавший «сюрпризы» врага, таких мотористов, как Савнин, быстро отыскавший во время ава рии перегревание мотора и введ ший его в строй, таких рулевых, как Рогушин и Демьянов, точно державшие свой катер на задан ном курсе в условиях шторма и боя. Недаром после сентябрьского набега дивизион морских охотни ков был награжден орденом Кра сного Знамени». Удар за ударом наносят сейчас под покровом ночи наши славные торпедные катернини, топят на дно Баренцева моря немецкие ко рабли. Опыт североморцев пока зывает, что ночью можно бить врага с таким же успехом, как и днем. Но было бы ошибочным думать, что ночью воевать легче. Нельзя забывать, что враг хитер и кова рен, он с отчаянием обреченного сопротивляется и будет стараться использовать ночное время в своих целях. Наша первая заповедь — всегда быть бдительным, держать оружие «на-товсь», бить запо лярных фрицев внезапно, лихо и нрепко, по-матросски. Чтобы сделать ночь своим со юзником и помощником, надо к каждой операции тщательно го товиться, проводить ее внезапно и смело. Военные моряки! Выполним приказ № 70 товарища Сталина, доб'ем раненого немецного зверя! Очистим наш Север от немецкой погани, ни одного фрица не выпу* стим живым из Заполярья. Пусть наступающая полярная ночь будет последней для гитле ровцев! Когда над морем нависнет тьма.,. При плавании ночью нельзя за бивать о бдительности. Приводу пример как невнима тельность ситалыцика чуть- чуть не привела к аварии. Лата корабль стаял на якоре в отдаленной бале. Ограниченную и без того ночную видимость сни жал туман. В это время на якор ную стоянку аіге.ч другой манн ко рабль, подавая туманные сигна лы. До отвлекшийся сигнальщик ко придавал им значения, не до ложил 'Об атом вахтенному офи церу. Столкновение предотвратили буквально в последние минуты. Невнимательность сигнальщика могла обойтись очень дорого. Много осторожности в ночных условиях требуется от сигналь щиков при совместном пла вания кораблей, ікотда нередко приходитея обмениваться <®егоо- граммами. Чтобы не демаскиро вать себя в походе сигнальщикам необходимо затемнять фонари но способу фонаря «Ратьера». Всесторонняя и непрерывная бдительность — вот условие дей ственности наблюдения ночью. Старшина 2-й статьи С. НУЛЬНИКОВ. Б И Т Ь В Р А Г А Н А В Е Р Н Я К А Готовясь к полярной ночи, мы особое внимание уделяем трени ровка ч орудийных расчетов на боевых постах, отрабатываем ав томатизм действий и взаимозаме- II Я С Н О С Т Ь . Ведь известно, что успех в ар- тиллорниткам бою в основном за висит от умения комендоров. Кап; бы и скусно ни маневрировал корабль, как бы точно не рассчи тывал управляющий огнем, но ес ли установщики прицела н цели ка но точно производят установ ку данных, а наводчики не сов местят прицелы — все пойдет на с.марку. Особое внимание уделяем п а пе ічим;ам. \ станишникам прицела и цглпка. Их пр акти че ска я учеба in' прекращается н в походе: они наводят по силуэтам, самолетам... по всем движущимся предметам. Занимаются наводчики не ме нее двух раз в с у тки и в различ ных условиях: на вахтах, ів тум а не. в темное время. Ночью вклю чается лампочка и даются вспыш ки ослепляющие наводчиков. Это приучает его в темное время за крывать глаза на момент выстре ла. Занятия по изучению матери ал) ной части на походе также не прекращаются. За каждый вид подготовки от вечает определенный человек. Поэтому командиры орудий рас пределены по местам тренировок н каждый руководит на указан номоб’екте. Старшина 1-й статьи ІПироченков тренирует наиодчн- ков, .старшина 1-й статьи Гяно- натый — па станке заряжания. Подобная организация ' учебы дала возможность добиться высо ких показателен в выполнении нормативов. Каждый боец овладел не только своими обязанностями, но н может заменить любой номер своего расчета, может один про извести выстрел. Старшина 1-й статьи В. ФИЛАТОВ. СМОТРЕТЬ В О Б Н -Н Ш ІІЕ ПРАВИЛО Из опыта Основным правилом сигналь щиков должно быть напряженное, неотрывное наблюдение в любых условиях. Однажды мы конвоиро вали очень ценный корабль. По года благоприятствовала скрыт ности операции: над моремстоял густой туман, налетали снежные заряды. Казалось, что в этих ус ловиях ни один самолет про тивника не сможет обнаружить наш конвой. II все же предполо жение это не оправдались: «10-88» вынырнул из тумана и пошел прямо на корабли. Если бы, полагаясь на обстановку, мы ослабили наблюдение, противник, быть может попытался бы нане сти удар по каравану. По о при ближении его мы доложили командиру заблогаівремонно. Ата ка врага была сорвана. Бдительное наблюдение оправ дало себя и в последнем походе. т которого мы вернулись только па-днях. В ясную видимость очень далеко от корабля вахтен ный сигнальщик Антонов обнару жил и опознал дна наших само лета'. Появись на таком рас стоянии самолеты противника и корабль имел бы время изгото виться к бою. Не меньшее значение имеет и наблюдение за поверхностью во- сигналыцика 1ды. Море никогда, ни на минуту не бывает однообразным, все вре- мя меняется цвет поды. Поэтому и тут зоркость, настороженность !—главное при наблюдении. Труд- : но распознавать вражеские ми ны, которые немцы часто марки руют подсамые безобидные пред меты. Однажды, стоя на вахте, я увидел прямо по курсу корабля обыкновенную деревянную бочку, мирно покачивающуюся на вол нах. Я и доложил о ней вахтен ному командиру, но сам не был спокоен, не доверял первому впе чатлению своему — и продолжал наблюдение. Оказалось—не зря: волна приподняла бочку, повер нула ее, и я увидел скрытые до этого нити антенны. — Антенная мина! — уверен но доложил я командиру. Уловка врЯга пе удалась: Мина была уничтожена, ко рабль продолжал путь. Боевые походы приучил,и меня соблюдать правило — не доверять обстановке, какой бы она мир ной» не казалась, смотреть и смотреть в оба и неустанно совер- шеіктівоівать свои знания. Старшина 1-й статьи В. ШУРАХОВ. Храбро сражался за город Л е н и н г р а д старшина Ін статьи В. Шурахов. Сейчас он па Северном флоте команди ром отделения сигнальщиков тральщика „Н*. За мужество и отвагу тов. Шурахов награжден орденом Отечественной войны II сте пени и медалью „За оборону Ленинграда". Фото Н. Некрасова. Годовщина тральщика „ Н ft Недавно тральщик II. отмечал годовщину под’ема военно-мор ового флага. Немало боевых дел на счету корабля. Оп участвовал во многих походах, прошел боль ше 26.000 миль, много юотенмиль протралил, очищая от вражеских мин 'важнейшие фарватеры. Be- лее сотни транспортов отконво ировал тральщик по опасным большим путям. Несколько раз корабль выпол нял важные задания, за что лич ный состав получил благо дарность от Народного Комис сара Военно-Морского Флота. Экипаж тральщика получил не сколько поздравительных теле грамм от Командующего Се верным флотом. За успешное вы полнение важной операции более 50 процентов личного состава тральщика награждены орденами п медалями Советского Союза. В. СМИРНОВ. Стали штатными тикерами Молодым крашофлотцам І.е.ю церковскому и Федоренко приш лось упорно осваивать техник\. но с иомощыо старослужащих специалистов, «новички» быстро приобщались к корабельным ус ловиям, изучали механизмы своих заведыванпй, Теоретические зна ния, полученные ими в учебном отряде, применялись в боевойра боте. Они успешно едали зачеты по епециЯльноетн, стали штатными минерами. Краснофлотец В. ТИТАРЕННО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz