Страж моря. 1944 г. Октябрь.

2 mm С Т Р АЖ МОР Я 7 октября 1944 г., К; 82. УЧИСЬ НА ПРАКТИК Е БОЕВЫХ ПОХОДОВ Бывалые моряки - гвардейцы делятся своим опытом НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ Бо цм а н , гвардии старши н а 1-й статьи К. Семенов. Первое время на ваших катерах были складные трапы. Они легки но весу, яо ив прочны. Такой трап подвел паю однажды. Мы высаживали десант. Кроме людей, которые были на борту, че­ рез наш 'катер проходили с другого корабля. Н а гр уж а была солидной 1 ! трап не выдержал, сломался. li t этого мы сделали для себя вывод: •обращать внимание на крепость •|ранив при подготовке к походу. <(иыг подсказал я другое — иметь заделанные концы у трапа с обоих краев. Это во многом об­ легчит наш труд 'как во время вы ­ броса трапа на 'берег, так и при под’еме его на борт. -Боцманы, обязательно прове­ ряйте надежность трапов, — они для лас имеют боевое значение. Теперь о находчивости. Как-то при выполнении задания н аш к а ­ тер пел учил ігробоиігу в машин ­ ны й отсек. Размер ее был д ів»лыі < большой, примерно 51) сантимет­ ров в ширину и 7 0 і; д л и т Г, м ашинное ИГ ! '.Н-|[ МО Х.ІЫІіул,:. ПО­ ДЛ. Нее гун.іі‘ 1 !ие ее были та к ве- лико, чти II памп и,-е и.іаеі ы,>н н думать 'ікѵі-епі. I I - горни езечепн командир (снял к ож а н ы й іюглан, мы — капковые, б уш л аты , чтобы за к р ы т ь пробоину. Только т а ­ ким 'СПОСобоу )1|Н'ДііГІір,-| ШЛИ на­ топлен!!.;' машинного и !'Де.'іе||И)|. ІГі.м-ЛО ЛІІІІО можно были СЗ.ООДНК -и пласты рь навести, но нам не <іы 10 I- МТО'М особой нужды . До 'V11( I,'a ii’iii -и базы мы и т а к юшли. Хочется отметить значение та­ кой крохотной единицы времени, 'как сек .5 ігда. I! боевой обстановке ее значение очень велико. Приве­ ду пример. Мы снимали грѵшгу пазнедч'иков с вражеского берега. Немцы были совсем рядом. Заме- т і'р нас, они откры ли минометный огонь. Пристрелка была довольно точной: мины падали есе ближе и и т ігж-9 к катеру. II вот командир подает мотористам сигнал, дать «задний ход». Мотористы м (.мен­ тально дали задний ход. Мы мое не отошли и 15 метров, -как на ме­ сто, где стоял катер, упали мины. Все это произошло (буквально в течение н искольких секунд. * ★ * На всех напгих гвардейских ка ­ терах много Внимания уделяется отраоотке взаимозаменяемости. Ѳто очень правильно. Не случайна и сами моряки стремятся изучить но ‘1— 4 и более специальностей. В бою у нас нбыл ранен навод­ ч и к старший краснофлотец Мацу- ра. Но орудие не снизило скоро­ стрельности потому, что на место наводчика стал другой товарищ. і .Ѵ нас бывалые моряки, как. правило, могут заменить и пуле­ метчика и комендора, приготовить и сбросить бомбу, принять сема­ фор или встать за штурвал и вести катер. іі к л у б е Г в а р д е й с к о г о К р а с н о з н а м е н н о г о д и в и з и о н а м о р с к и х о х о т н и ­ к о в с о с т о я л о с ь с о в ещ а н и е с т а р ш и н с т о р о ж е в ы х к а т е р о в , п о с в я щ е н н о е п е ­ редаче б о е в о г о о пы т а . О т к р ы в а я е г о , к а п и т а н 2 р а н г а т . З у б к о в с к а з а л п р и ­ с у т с т в у ю щ и м : Х о р о ш и й т о л к о вы й с о в е т в с е г д а п р и г о д и т с я в б о е в о й о б с т а н о в к е . В а ш а з а д а ч а : у ч е с т ь все о ш и б к и , е с л и о н и был и , п е р е н я т ь все н о ­ вое для вас и с т а р а т ь с я д е л а т ь все л у ч ш е , ч е м д е л а л и р а н ь ш е . Б Д И Т Е Л Ь Н О С Т Ь И В Ы Р У Ч К А Си гнальщи к , гвардии ст арш и й к р а с н оф л от е ц И . Цейнего. Моя специальность имеет свою особенность. ІІр и встрече с врагом кто стреляет, к т о у моторов стоит, а наше доло — стой и наблюдай. Стрелять, (конечно, лучше, но и ‘внимательное наблюдение тоже большое значение имеет для побе­ ды. Моряки правильно говорят: «Хороший наблюдатель — глаза корабля». Мне запомнился первый наш боевой поход к берегам против­ ника. Он научил, что надо >№- стоя-ино смотреть « оба. А .дело было так: Когда подошли к берегу про­ тивника, возле населеш: го п у н к ­ та. — гсо выглядело тихо, мирно. Но мы были п.ч-чеку. П недаром. Ндруг застрочил пулемет. Трасса шла е пирса. Присмотрелся я, сказалось, фрнц-аіулеметчик за­ брался 'п ка бш гку подбитой авто­ машины, стоящей на шгрсе. Нашим комендорам только дай цель! Три-четыре выстрела — и нет огневой то ч ки . В другой раз мы т а к же были у вражеского берега. Стоял запо­ лярный день. Огня никто не вел. Спокойно. Ироде бы без дела стоишь. Я ®ееравні> наблюдаю зорко. Особенно обращаю в ним а ­ ние на широкую б а м у , которая находилась поблизости. Смотрю я на нее и чувствую , іка к в глазах что-тн начинает рябить. Tip т-р глаза Но лам -к мелкому і к \ стар и н ку , н а н ас л е т е л .-.выш е - .д.-ппка Ъ >и - кергов» И (Л Іегсоріпчіп-і;,!: . Д.>- ложил командиру. Наши к.',|,'Нто ры МИГОМ ОТКрЫ.ІН ПО етсре.уп никам огонь. Атал;у сразу «чьиж. Самолеты не страшны , когда их ко-івромя обнару ж іш ь . Хочу еще сказать о боевой <вы- Г.іЯЛ ОИНОКЛЬ... самолеты балке, прижимаясь к ска р у ч к е . Ночью н аш катер в ы с а ­ живал десаптігиков. Место для вы сад ки попало удобное, лиш ь одна неприятность — вы стрелен­ ны й гр а н на полметра до ■берега не достал. Конец его упал в воду. Н е уж то мы допустим , чтобы н а ­ ш и д р узья-д есантни ки мокрыми сходили и а берег! Стало ясно: надо п р ы га т ь в воду. На это все согласны , но надо сделать т а к . чтобы и бое- 1-П0'-"бн:.еть катер не потерял, и делс шли. іЬмендоры , игулеметчи- к н . мотоірнсты должны оставать­ ся ка постах. 'B воду бросились мы вчетвером: радист Лоскутов. | акустик Фомин, краснофлотец! Филипенко и я. Мы образовали, ікак говорили и: еле ребята, «жіивой мост». Че­ рез н а с су х им и прошли все де­ с ан тн и ки , находящиеся н а борту. ЗНАЙ ДЕЛО НА ЗУБОН, В СРАЖЕНИЙ ЭТО ВАЖНО Гвардии главный ст а рш и н а И . К о т л я р . Іщательная подготовка в к а ж ­ дом деле н у ж н а , тем более она необходима, когда готовишься к боевой операции. У нас, н а п р и ­ мер, в обычай вошло, — идешь в поход — все иметь иод рукам и : ручник, свинец, резину, клинья, маты и другие аварийные мате­ риалы. t Мы, мотористы, в боевой об­ становке стараемся следить не только за /машинным отделением и работой механизмов, но и дру­ гими отсеками. А вдруг там про­ боина? Ко всему надо бы ть гото­ вым заранее. В бою у пас загорелая бензин в зашпрщовочном бачке. Зная, что такой пожар водой не потушишь, мотористы схватили чехол и о к у ­ тали им бачеа;. Нож ар был бы ­ стро локализован. Имел место и такой п о учи те л ь­ ны й Факт, к а к пожар ів б т с . <- отсеке, в которы й залазить нель­ зя, да и без то л ку — сгоришь только напрасно, а делу но помо­ жешь. К а к в этом случае п о ступ или мотористы? Они заделали все пробоины, герметично з а к у п о р и ­ ли горловины, то-есть изолиро­ вали бензобак от атмосферы. После чего стали поливать водой палубу. Пожар был потуш ен. Наш катер шел средним ходом, моторы работали нормально. Не­ ожиданно загорелись коллектора. Сначала я подумал: вышел из строя наѵос. Проверит, он о ка ­ зался исправным. Тогда я отвер­ нул кр а н приемного ки н гс то н а , и мне все стало понятно. О ка зы ­ вается, предохранительная сетка кин гстона сорвалась и туда засо­ сало голову тр е с ки . Она и з а кры ­ ла доступ воды для охлаждения коллекторов. Т акой факт может случиться и в боевой обстановке. В кин гстон может попасть не только треска, но и водоросли. Я эти случаи привел для -того, чтобы на фактах доказать, к а к знание материальной части помо­ гает быстро най тн п р и чин у непо­ ладки и устранить их находу. Трудно в учебе —легко в Гв а р д и и главный ст а рш и н а С. Д р о б о т . бою «Трудно в учебе — легко бою» — стало правилом для нас, моряков-гвардейцев. Мне вспо­ минается. ка к энергично Я настойчиво готовились мы к де­ сантным операциям. Поход к бе­ регу, выброска трапов, посадка и высадка — все это делалось на месте. Навыки, приобретенные учебой, пригодились в схватках с врагом. первом же бою, заело пулемет. помню, у I малась П ри чин а ! вестно, С меня тому — гу'і'тая смазка. Но нас ведь учили не напрасно. На этот случаи я в запасе держал к е р о ­ син, который залил в трущ ие я части, когда ; расходнл» бое­ вую ‘пр ужин у и затворную раму, пулемет заработал снова. В другой раз п р и отражении а т а ки (на моем пулемете от про­ висания рычага приемника сло- заіцелка (а она. к а к и з­ держит приемник на ствольной коробке). Здесь мне и пригодилась защелка, припасен ­ ная заранее. Т а к предусмотрительность дает возможность обеспечить быстрое исправление «заеданий». А пре­ дусмотрительность — дело н а ­ живное, она вырабатывается на основе уроков, извлекаемых в ѵчебе и в бою. МАТРОССНИЕ ПОГОВОРКИ: Храбрей сражайся, быстрей сближайся — и врага разгромишь и себя сохранишь. Ум да см е т к а—верная находка. Пусти их в бой победа за тобой. В бою внезапность дорога. Старайся взять врасплох врага. В боевой обстановке, всегда помни о маскировке. Управляй штурвалом внимательно Г в а р д и и с т а рш и н а 2-й ст ат ь и М . В о р отын о в . За годы войны т а к много было эпизодов, ч то труд но даже выде­ лить, ка кой из н и х будет паибо- лее поучительным , особенно по нашей специальности. Я плавал па одном катере вме­ сто с рулевым старшиной 1-й статьи Наточиевым. Это действи­ тельно мастер своего дела. И вот теперь, когда вспоминаешь на досуге, в к а к и х нам приходилось бы ть переплетах, то по-особому начинаешь чувствовать значение рулевого в боевой обстановке. Предстаньте себе: нас обстре­ ливает пр о ти вн и к, ка те р уходит противоартиллерийс.кпм зигзагом. Ни один снаряд не достигает своей цели. Вслед за этим сле­ дует звездный налет авиации. Особенно мне запомнились 4 бом­ бы. Они были сброшены метко, но благодаря умелому маневриро­ ванию и быстроте мы увернулись от н и х . Две упали по н о с у , две— по корме. При бомбежке рулевому осо­ бенно («ажно следить за отрывом бомб ог са ч і.іе та . Коли она сбро­ шена прямо над катером, то т а ­ ка я не опасна, мимо пролетит. Катером, конечно, командует командир, но ведь он следит не только за тем, куда переложит!, руль. Он одновременно команду ел всем экипажем . Рулевой з а ч а ­ стую должен действовать сам і- стоятельно, должен вн им а те л пю управл ят ь ш турвалом . ГМ 129734. Будь всегда инициативен Г в а р д и и ст а рш и н а / и стат ьи В. Беляев , Иной раз бывает в бою, что боевая инициатива краснофлотца играет решающую роль. Один из н аш и х катеров вел неравный бой с немецкими само­ летами. Вражеская бомба попала в катер. Оііа прошла сквозь ма­ шинное отделение и разорвалась под килем. В пробоину хлынула вода. При взрыве бомбы погиб старшина гр у п п ы мотористов тов. Андреев. Если бы в этот кр и ти ч е с ки й момент кто -ниб уд ь растерялся — быть бы беде. 'Краснофлотец Сретенский и другие мотористы , ка к по коман­ де, не медля пи секунды , броси­ лись заделывать пробоину. Ава­ рию устранили быстро. (Видите. какое значение имеет боевая инициатива. ,\ ее может проявить только тот. кто отлично знает свое дело и морально под­ готовил себя к любой внезап­ ности. Ответственный роіаитво Я. БАБИН. З а к а з № 1 3 9 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz