Страж моря. 1944 г. Ноябрь.
2 С Т Р А Ж М О Р Я 22 номиря MJ44 г., N. 96. в о с п и т а т е л ь б о й ц о в И в а н А н д р е е в и ч Младший сержант Федор Феоь гнетов — молодой млл.шигі командир. Тем ле менер он успел навоевать среди краенпфлот-ци-. ііолыпой авторитет. Его лншп и \г.ажают подчиненные. Старшина кпданд'Оров Фены и ѵГіиП Ир ТОЛЬКО ОТЛИЧНИК, ■noenofi II шілитнчеекой подготовки, ш> и хороаний воепитатель Гниіцін:. ГрсГіовательныГі к ееГіе, и имеете п'.м оц умеет потребовать и е подчиненных. Ни ОДіш шаг в по веп'нни краснофлотцев не метает ся ііе.і внимания атаршшш. к. каждому б ой цу он имеет свой подход, и найдет о чем погово рить. У одного он «просит о Hi чашних делах, ѵ другим поговорит' о последних етрельоах, третьему напомнит -о том, что у него воіпп но в порядке. Если боец т р а тится к, нему в каким-нибудь во просом, старшина внимательно выслушает, .посоветует, іает об- стоятельный ответ. lb' таі;. равно из учебною щрн- іа, на батарею прибыли молодые краснофлотцы ІІенушкин, Сіай-п*4» и Грпдалов. Гноц'Иалыгостн комендоров они не учились, даже понятия о пушках у них было •рашштелыю ипвкое. .Тейтенант т. Шульгин ныавал к себе младшего сержанта Феок гіс шва к иостаівнл задачу'- — Ил молодых краснофлотцев подготовить гнецналнстов-кочем юров. Задача, нелегкая, но Феоктистов начал упорно е ними заниматься, учить. Сначала ознакомил е по вешенным распорядком, 1 ЮѴТО- пеіпіо с. боовьпмі постами, етро- милея, чіооы как, можно іоходчп- вел и понятнее оыло для красно флотцев изучение гехн.икн. Занятия он г инмп проводи і отдельно от іругнх, ранее при шедших краснофлотцев. При <трельбе молодые бойцы І ридасов и Зайцев сначала терялись, а сей час они уже знают отчего проис ходит задержка, могут <ч« устра нить. Труднее освоение ч л тч а сти дается красіюфлогцу ІІеііуінкнну. Феоктистов решил с. ним заин ЧЗГЫ'О lOQi.i.lLUTteЛЬП'О, В M 'w p H c * время. Показывал ему отдельные части механизмов в разобранном виде, учил \ черѵ-жей. — ра зульіаіы стали лучше. Красно флотец Пеиушкин сейчас хорошо работает в орудиіінілі расчете. (Ітеческан забота, о боііцаѵ у старшины кочендпров Феоктпсіо- ва, чувствуется во всем. Пн тре бует е. краснофлотцев, чтобы они всегда были побриты, носили чи сто обмундирование, имели во ротнички. Однажды краснофлотец Белозе ров \ бескозырки вырезал кар кас. смял се «блином» и надел сильно набекрень. Заметив это Феоктистов, потребовал от Бело зерова исправить бескозырку, сделать ее форменной. Ич крас нофлотец о'І ветил: — Товарищ старшина, нельзя ее исправить. -Уи; очень она пло хая. старая. — ІГсправые, как я сказал, — повторил ФеокI ис 11 ,в. ІІднако Полимеров не исправил свою фуражку, как было указано. Топа Феоктистов вечером вызвал Белозерова к себе, взял его беско зырку и вставил в нее каркас, сказав при атом: — Вот, видите, какая бескозыр ка сдала — форменная. А за то. что вы вырезали каркас и носи ли не но фирме бескозырку, вам еб'являю взыскание. Сейчас краснофлотца Нелозер» ва. ссеі i;t можно ни іеті, оіет ым по форме. Ге рц пример со своего с т а р ш и н ы . к р асн оф лотцы п о к а з ы в аю т вы сокие образны в боевой піцто- товке и ШСЦИНЛІПІО. Ѵсііісхіі Федора Фюн; гпетоо:^, как мла инего кимап інра воспита теля, примерного г работе, аас.и а;еігііо, це раз отмечалі ь коман дованием батареи. I! журнале по- j оіцренніі \ цеп* числится 17 б.іа годарностеіі, кроме того он на гражден значком ■Отличник ВМФ СОСИ1». Забота и высокая требвватель- вот стиль вю'пнтания сержанта Феоктистова. М. ИВАНОВ. (К 1 0 0 -летию со дня смерти) НОС 11, м.іа hi Выдающийся русский баснопи сен Иван Андреевич Крылои ро дился in 17СУ тоду in семье бедной» армейского офицера, С детских лет ему пришлось собственным трудом ДОбЬИШЬ .\лсб, быть ПО МОЩНИКОМ и семье, Іі поисках за работка Кры.тпц ноОына.т о разных городах России. Всюду он прояв лял 'глубокий интерес к жизни на рода. Он узнал и горячо полюбил свою <•грану, ее природу, ее т е л и к и й язык. Писать Крылов начал рано. При ехав из Твери, гд.е ж и л а его сем ья, в Петербург, молодой К ры л о в сблизился с т р у п п о й л и тераторо в и актеров. В 1789 и о д у он .стал из давать сатирический журнал «Поч та духов». Используя литератур ную форму л исем духов, Крылов едко и остроумно критиковал мо товство и растительность бога тых дворян, взяточничество судей, высмеивал льстецов, щеголей, ус.іечение иностранными модами. Крылов горячо отстаивал нацно- нальнѵю самобытность русского народа. Нее письма <Почты духов проникнугы горячим пагриотпче ским чувством. іПпсатель с исклю чительным остроумием и силой выс Iупал против .крепостного пра ва в эксплоатанпи. Царское правительство устано вило полицейское наблюдение за Крыловым. |В типографии, где ом печатался, был произведен обыск. Писателю пришлось отказаться от издательской деятельности. Он уехал из Петербурга и несколько лет провел в провинции. В .1806 году Крылов, приехав в Москву, опубликовал здесь в жур нале «Московский зритель» свои первые басни. В 1809 году вышел из печати сборник басен Крылова, который мгновенно распространился ів об ществе. Васин читались с огром ным интересом во неех уголках с трапы. Николай Васильевич Гоголь пи сал, что басни Крылова «до стояние • народное и составляют книгу мудрости самого народа». Недаром Крылов получил « пароле ласковое имя — «дедушка». Бас ни «дедушки Крылова» со времени их появления н до наших дней являются настольной книгой лю дей всех возрастов. Трудно найти грамотного человека, которому не были бы известны такие его басни, как «Ворона и лисица», «Квартет», «Демьянова уха», «Л ебедь, щука и ірак», «Мартышка и очки», ■ «Тришкин кафтан» и многие д р у гие. " Р I ражК) I лот <г В э т о й б а с н е К нашему народу: «С волками нпач: 0,1 іов -..апетпл Великий баснописец проявлял ла протяжении всей жизни исклю чительный интерес к судьбам своей родины, своего народа. Будучи со временником Отечественной войны 181'2 года, он в своих .произведе ниях звал народи Р оссии на борьбу і против полчшц врага. Его патрио тические чувства нашли яркое от- j ражение в таких гениальных бас- , кях, как «Ворона и лисица», «Волк ! на псарне», «Обоз», «ІЦука и кот» I и другие. Как известно, в конце сентября 1812 года Наполеон, видя безна дежное положение (своей -армии в России, пытался вступить в мир ные переговоры с русским прави тельством. Однако русский главно командующий, фельдмаршал Куту зов, разгадав дипломатический ма невр французского императора, ве лел передать ему, что ів инструк циях, имеющихся у него, как главнокомандующего, слово «мир» tie. упоминается. Этот исторический факт послу жил материалом для басни Кры лова «Волк на псарне». В этой басне Крылов описывает, как волк, «думая залезть ш овчарню», попа дает на псарню. Окруженный людьми и собаками и івидя, что ему не уйти, волк решил пуститься на хитрость и начал «переговоры». Но старый ловчий прервал его: «Ты сер, а я, приятель, сед» и выпустил на волка «гончих стаю». Крылов, написал эту б асню и ещ е в рукописи переслал ее Кутузову. Рассказы ваю т, что К у т у з о в , читая ее среди войска, п р и с л о в а х : «ты сер, а я, приятель, сед», с н ял фу- не делан, мировой. Как снявши шкуру с них юлой.-. Защищая свою Р .дннѵ оі mm странных захватчиков, наш народ всегда бил и .быт врагов до пот ного и окончательного их раз грома. Басни Крылова являются образ дом русского народного языка, его краткости, точности, яркости и живописности. Не случайно мно жество строк из басен Крылов,: народ сделал своими пословицами и поговорками, например: <•Л лар чик просто открывался» или «Беда, коль пироги начнет печи сапож ник, а сапоги тачать пирожник», и многие другие. Целый ряд образов и выражений 1из басен Крылова мастерски ис- I пользован В. И. Лениным и I И. В. Сталиным в их работах. Товарищ Сталин в докладе о XXIV' j годовщине Великой Октябрьской I социалистической революции, ха рактерпзуя немецко-фашистских захватчиков, продолжающих ря диться в тогу «националистов- и «социалистов», заявит -По к.ак бы вороны ни рядились IB павлиньи перья, они не перестану т бы п. во ронами». Здесь товарищ Сталин использовал известное изречение Крылова. Товарищ Сталин не раз подчер кивал великое значение русского народа, давшего миру гениальных мыслителей, писателей н поэтов, композиторов н художников. Имен но в дни Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков, когда с исключитель ной яркостью выявились неисчер паемая мощь и сила советского на рода, нам особенно близки и до роги великие ру сск ие писатели и поэты, наиболее полно отразившие в своих произведениях д умы и чувства нашего народа, его гер ои ческое прошлое. В ряду таких пи сателей одно из первых мест при надлежит великому иоэту-басио- писцу Ивану Андреевичу Крылов;,. Великий русский критик Белин ский так охарактеризовал значе ние Крылова для России: «Честь, слава и гордость нашей литера туры, он имеет право сказать: «Я знаю Русь, II Русь .меня знает...». Да, наша страна, наш народ знает, любит и чтит Крылова. Г. Ч Е Р ЕМ И Н , Советские люди ненавидят немецких захватчиков не по тому, что они ілюди чужой нации, а потому, что они принес ли нашему <мароду и всем свободолюбивым народам неисчис лимые бедствия и страдания. В інашем народе издавна гово рят: «Не за то волка бьют, что он сер, в за то, что он овцу с ’ел». (Из доклада товарища Сталина о XXVII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Вспомним слово „дедушки" Крылова (Фельетон с использованием афоризмов из басен И. А. Крылова). С в о л н а м и и н а ч е не д е л а т ь мировой, Ка к снявши шкуру с них д о л о й '. И. А, КРЫЛОВ, Не будем много тратить слов, начнем без всяких предисловий,— Иван Андреевич Крылов Был нелюбитель многослювить. Умел поэт по-русски, ясно И кратко мысли излагать. В своих стихах и метких баснях Людей пороки бичевать. Его слова дошли свободно Сквозь толщу лет до наших дней И даже, к аж ется, сегодня — Они звучат еще сильней. И вот поэтому-то снова Нелишне кой-кому сказать, Что басни «дедушки» Крылова Пришлись как раз д л я них подстать. „хоть видит око - ДА ЗУБ Н Е Й М Е Т “ //-у басни Лисица и виноград") На сладкий, сочный виноград, Позарилась ф аши стская лисица И, ж адно щур я хищный взгляд, Облизывалась: да, годится, Как хорошо бы, если б в пасть Он прямо мог мне сам уп а ст ь ... Но вышел «боком» виноград Д л я той фашистской хищной твари. И вместо ягод — пульный град Ударил в «лисынькииу» харю. И вот теперь она поет: «Хоть видит око — да зуб неймет...». „ К Т О В Л Е С , КТО ПОДРОВА " (Из басни „Музыканты") Все шло вначале как по маслу. Под музыкальный скрип колес Фашисты пели «все прекрасно! «Имеем крепкую мы «ось»! «Берлин и Рим д л я нас опора, Все с нами — Ан тонеску, Дуче, «И д а ж е Франко с нами в гору «По в о зк у тянет вверх по кручам*. Но т о л ь к о стоило в ухабе «Оси» ф аши стской надломиться, Как ср азу в их банди тском штабе Все стало, вдруг, назад к рутиться. Наоборот м ел ь к аю т спицы. Тот тянег вправо, тог налево И вот бегут от колесницы Их генералы ошалело. Психует Гитлер — вог беда! Не помогают ни слова И ни расстрелы, кто к уда Б ежи т, кто в лес, кто подрова. „ Ч Т О П О С Е Я Л , Т О И Ж Н И “ ! (Из басни .В о л к и кот“) С еял Гитлер пули, бомбы По Европе — там и тут. И могилы-катакомбы Ры л д л я всех, крича «капут!». Он по всей Европе рыскал. Словно бешеный шакал, И повсюду зверь ф ашистский Грабил, веш ал убнвал. Но настал момент расплаты. М е с ть в осстала из руин. Слышат грозные раскаты Гамбург, Эссен и Берлин. В диком страхе зверь трясется. Воет Гитлер — ой-ей-ей! Ж д е т бандита не д ож д е т с я — Перекладин а с петлей. Знай, шакал! В твою берлогу Мы пробьем себе дорогу. Силой бомб, огня брони, — Что посеял, то и жни! Старший к расноф л отец А. Б О Р ДЮ Г О В С К И Й Ответственный редактор Я. БАБИН. ГМ 1 2 9 7 4 8 . З а к а з № 1691.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz