Страж моря. 1944 г. Март.

С Т Р А Ж М О Р Я 20 марта 1944 г., Ы і 2G Пулеметчик корабля „H ' отра­ жает атаку вражеских самоле­ тов. Фото кинооператора В . Мищенко. На посту всегда бдителен Наш катер шел в ордера ко­ раблей охранения каравана ч-удок. Старшина I статьи сигнальщик т . С и тн и к ясн о понимал, какая ответственная задача сейчас воз­ ложена на вахту наблюдения. Он. бдительно .следил за своим сектором. Холодное море Баренца покры­ лось волнами от налетевшего шторма. В небе неслись частые облака. Из одного из них выныр­ нул самолет. Ситник, «пая отлич­ но силуэты своих и вражеских самолетов, опознал в (появившемся «Юнкере». Он быстро доложил об этом командиру. Менее чем через секунду загремели зенитные авто­ маты, обрушив огонь па 'Враже­ скую машину. «Юнкере» вынуж­ ден был свернуть с боевого курса и скрытыея за облака. Старшина I статыг Ситник является на корабле одним из пе­ редовых командиров отделений. О» требует от своих подчиненных дисциплины и отличного знания специальности. Лейтенант К. ВЯЗНОВ. Из опыта работы агитатора КАК Я ГОТОВЛЮСЬ К Б ЕС ЕД Е Агитатором я стал как-то не­ заметно. Прочитывай внимательно газеты, я всегда считал евонм долгом поделиться мнением с то­ варищами, рассказать о прочи­ танной, а когда надо —• раэ’яс- нить непонятное. Недавно меня утвердили агита­ тором. Это высокое доверие я ста­ раюсь оправдать на деле. Я зпаю, что бойцы любят только такие беседы, из которых пни узнают что то новое. Поэтому подготовке к беседе я уделяю ісоСіоѳ внима­ ние. Как я готовлюсь? Получив тему беседы я под­ бираю нужный мне материал. Прочитываю его внимательно, де­ лаю необходимые 'записи, затем составляю конспект. К проведению беседы я приступаю лишь .после того, как 'хорошо подготовлюсь. С большим интересом, напри­ мер; быоа прослушана проведен­ ная мной с молодыми краснофлот­ цами беседа о боевой истории на­ шего корабля. Я лично на кораб­ ле плаваю с, начала Отечествен­ ной войны, участвовал во всех боевых операциях. Многое мог бы я рассказать просто напдмять. Но я так не поступил. Я взял боевую историю своего корабля, выписал наиболее важ- Краснознаменный Балтийский флот ііые характерные сооытия, а главное, анизолы рассказываю­ щие, как действовали в бою мо­ ряки, Беседа слушалась внима­ тельно. Молодые моряки задавали много ‘вопросов. В последнее время я провел две беседы но материалам X сес­ сии Верховного Совета COOP и по приказу Л: - И; товарища Сталина, К беседе по приказу вождя мне пришлось особенно много гото­ виться. Эту тему я разбил на три основных раздела: «Успехи (Крас­ ной Армии за год наступательных боев», «Гитлеровская Германия идет к катастрофе» и «Победонос­ ное наступление, стало возможным при поддержке нашего тыла». I В качестве материалов для бе- J сед я широко использовал книгу I товарища Сталина «О велико» ! Отечсствевпой войне Советского J Союза.», а также статья из цен- j тральных газет. В заключение мне хочется ска­ зать, что наряду с проведением бесед агитатор на корабле должен личным примером увлекать лич­ ный состав на самоотверженное выполнение приказов командира.. Агитатор старший краснофлотец В. ФРОЛОВ. Командир звена торпедных катеров старший лейтенант В. М. Жильцов (крайний слева) с командой катера. R этом году Жплі. новым потоплены \ вражеских корабля. В МИНУ ТУ ДОСУГА ФЛОТСКИЙ АРИФМОГРАФ Под словом «арифмограф» под­ разумевается старинная цифровая задача. Ряд слов изображается в ней но буквами, а цифрами. При­ чем, ©се одинаковые цифры озна­ чают во всех словах одни и те же буквы и наоборот. Против каждого слова дано его значение. 1ребуется по этим значениям и по чередованию цифр расшифро­ вать сначала одно какое-нибудь слово, а затем и все остальные. Для начала мы даем совсем! лег­ кий, затем чуть-чуть более труд­ ный арифмограф. НА Л ЫЖА Х чрозноа мартовское утро. Приятно хрустит снег. Одевшись тепло и легко, группа, красно­ флотцев и старшин выходит на пирс.. У каждого под мышками лыжи. На пирсе веселое оживление. Се­ годня очередная лыжная 'вылаз­ ка.. Организатором ее, как и всег­ да, старший краснофлотец Одно­ рог. Он добросовестно, с любовью выполняет поручения комсомоль­ ской организации. Товарищ Однорог вместе со старшим краснофлотцем Оонов­ ским еще осенью подготовил лы­ жи, подогнал крепления, разкуме- ровал и оборудовал на берегу спе­ циальную комнату со стеллажами для хранения лыж. II вот .» свободное время в те­ чение всей зимы проводились и проводятся сейчас лыжные вы>- лавки. Моряки любят лыжный спорт. Только в феврале у пас состоя­ лось четыре групповых лыжных вылазки на различную дистанцию. Старшина II статьи И. ШЕПЕЛЕВ. Арифмограф № 1 ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР Н . А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (К 100-летию со дня рождения) 100 лет назад. 18 марта 1844 г. » т. Тихвине в семье провинциального чиновника ро­ дился ребенок, которому суждено было стать .одним из самых вы- ' дающихся мировых композиторов, гордостью и славой русской музы­ ки, признанным наследником ве­ ликого Глинки. ■ •Для нас небезиптереено знать, что гениальный русский худй - ник был морским офицером, про­ делавшим: кругосветное плавание и прослужившим на Флоте, общим счетом 22 тода, в том числе 11 лет в качестве, инспектора военных оркестров флота. Семья Римских-Корсаковых из­ вестна в в истории русского фло­ та, так- как эту фамилию носил ряд виднейших русских моряков, в том числе дядя композитора адмирал Н. П. Римский-Корсаков, родной брат Николая Андреевича, Воин Андреевич Римекий Корсо- ков, славнейший моряк, исследо­ ватель Тихого океана. На борту «Алмаза», на котором плавал гардемарин Римский-Кор­ саков уже писал свою первую симфонию. Во время стоянки в Англин он закончил медленную часть симфонии и по почте пере­ слал М. Балакиреву, признанному руководителю кружка музыкан­ тов, создавшего новую русскую музыкальную школу <ц вошедшего в историю под именем «Могучей кучки». ' Морская тема мощно звучит л в гениальной опере «Садко» и в опере «Сказка о царе Салтане» и’ в чудесной поэме «Шехереза- д'а». Римский-Корсаков является ве­ личайшим художником оркестро­ вого письма. Его инструментов­ ка — верх’ совершенства. Вот (по­ чему влияние Римского-Корсакова на инструментальную музыку всех народов Европы исключи­ тельно велико. В этом отношении он стоял выше всех других уча­ стников- кружка «Могучей куч­ ки», не исключая и Бородина. Недаром ему принадлежит ин­ струментовка почти всех крупных сочинений Мусоргского (включая «Хованщину» и «Бориса -Годуно­ ва«) и завершение ряда работ Бородина, Нечего и думать о том, чтобы в одной короткой статье исчер­ пать тему о Римоком-іКорсакове. Его наследие огромно. Великий русский патриот и на­ циональный композитор, он вло­ жил ®сю силу своего гения в русскую оперу. Такое произведе нне Римского-іКорсакова, как «Псковитянка» с прологом-оперой «Вера Шелога» представляет со­ бой истинный перл музыкально- драматического искусства. Это це­ ликом народная музыка, построен­ ная на русской народной песне. Можно еще многое сказать о таких операх Римского-Корсакова, как «Ночь перед Тождеством» (по Гоголю), грандиозное «Сказание о граде Китеже», злой оолитиче- ткой сатире «Золотой петушок» и, наконец, о самой гениальной из опер, созданных Римским, — «Снегурочке». Мы чтим намять Римского-Кор­ сакова, учителя многих поколе­ ний русских музыкантов, чтим память благородного русского х у ­ дожника, прославившего родное искусство и ставшего гордостью своего великого народа. В. ГОРОДИНСКИЙ. 6. 9. 11 9 . 20 14 16 12 1-7 22 9,*) 2. 4. о. 7. 3. 8. 7. 10. 11. 7. 12. 13. 14. 4. 3. 3. 7. G. 4. 12. 15. •3 . 13. 4. 10. 2, 13. 3. 20. . 11. 7. . 4. 12. 4. 10. 17. 7. 18. 13. 12. . 4. 5. 2. 4. 10. 7. 10. 2, . 7. 10. 17. 21. 2. . 4. 8. 6. 7. 2 . 20 . 11 . 3 . 2 94 6. 17. —часть корабля —деталь стоячего такелажа -площадка па мачте мель -вид паруса —'вид паруса -определение своего места гдна из работ штурмана -воинское звание место победы русского флота место славного сражения —любой шест специального назначения —кольцо, вложенное в обух —один из основных румбов Арифмограф № 2 Перед вами имя, отчество и фамилия знаменитого русского поэта, изображенные цифрами вместо 'букв. Как всегда в арифмо­ графах одна и та же цифра, повторяясь, означает 'всюду одну п ту же букву. Подставьте буквы па место цифр, іи с помощью этого ключа прочтите 4 (строки из стихотворения этого поэта, 25. 10. 14. 4. 5. — имя 19. 20. I.-11-. 4. 20. 19. 12. — отчество 7. 26. 7. 12. 10. 20. —'фамилия 9. 4. 5. 10. « 1 2 1 3 4.5.4.6.4 7.8 4 9.4:5:10 11:4:12:11:4.10! 13.14.10.15.16 17.18.12.10.13.2,5:11:4, 7:2 :9 — 15:19:13,4 7. 10.9.11.4. 20 17.18.11,11.4.9 15.19.21.11.19.19 15:17:4:20:11:4 29:19, 20.4.10. 3.4.14.19.7, 19 14 8.6.19.7, 19 23.17.10:24:10:7 4:11:4,,, Ответы будут помешены в еле дующих номерах нашей газеты- Новости, зарубежной техники ПЛОВУЧИЙ ДОК ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ Изобретатель Ризеберг предло­ жил проект нового пловучето ‘Су­ хого дока для под’ема затонувших судов. 'Вся массивная конструк­ ция дека., длиною около 150 м- с внутренним] колодцем и .возвы­ шающимися над ним деррик-кра­ нами, поддерживается на понтон­ ных поплавках. По утверждению изобретателя в этот 'сухой док с помощью гро­ мадных стальных захватов можно поднять суда водоизмещением до 7.000 тонн. («Попюляр менаникс»). Зам. отв. редактора Я. Т. БАБИН. ГАІ 12966G. Адрес редакции: полевая лента 36031. Зам. № 73.3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz