Страж моря. 1943 г. Сентябрь.
МО 24 сентября 1943 г., Р У С С К И Е П И С А Т Е Л И О Н Е М Ц А Х „ .. .НЕМ ц О е СНОСНЫ, НЕСТЕРПИМЫ ік Ф. ДОСТОЕВСКИМ. М. В. ЛОМОНОСОВ І-пропа ныне восхищенна, Вннмая смотрит на Восток II ожидает, изумленна, Какой определит ей рок... Германия, сему подобно 1іо собственной крови плывет, Но время смутно, неспособно Конца своих не видит бед. Из о д ы 1762 г. А. И. ГЕРЦЕН Великие люди попарно и вразбивку согласны, что «германский ум при всей теоретической силе имеет какую-то практическую не состоятельность, что нем цы... являются самыми тя желыми и, что еще хуже, самыми тупыми и, что всего хуже , самыми смешными филистерами. .Письма из Франции и Италии" М. Ю. ЛЕРМОНТОВ И чем же немец лучше славянина? Не тем ли, что куда е ю судьбина Ни кинет, он везде свое найдет Отчизну и картофель? Вот народ. И fie I таланта прапнти за деньги служит, Вг(;ч давит сам, а быот с г о не тужит! Ног племя: всякий чорт у них. барон! И ѵж профессор каждый их сапожник! И смело здесь н вслух глаголет он, Каі; нифня, воссев на свои треножник! Кричит, шумит... Но что ж? Он не рожден Под нашим небом; наша степь святая It его глазах бездушных—степь простая, Вез памятников славных, без следов. Где б Moi' прочесть он повесть тех веков, Которые, с их грозными делами Унесены забвения волнами... «Сашка, Мерзавцы и подлецы „Фашизм, по сути его, яв ляется организацией отбора наиболее гнусных мерзавцев и подлецов для порабоще ния всех остальных людей... Вышеназванные мерзавцы и подлецы... озабочены ра с ширением и укреплением наглого и откровенного дес потизма, небывалого по бесчеловечию порабощения трудового народа. Термины „подлецы" и „мерзавцы" ’я употребляю только потому, что не нахожу более силь ных". „Удовлетворяя стремление хозяина—империалиста к но вому „переделу мира", пос редству новой всемирной бойни, фашизм выдвинул теорию права германской ра сы па власть во всем мире над всеми расами". „Не десятки, а сотни фак тов говорят о разрушитель ном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Евро пы". Фашисты „вооружают подростков и юношей, кро ме револьверов, отжившими идеями национализма и ра сизма, воспитывая в моло дежи социальный цинизм, садическую страсть к убий ству, разрушению..." „Фашизм -бездарная вы думка старчески разжи женного' гнилого мозга". М. ГОРЬКИЙ. У НЕМЦА - ХВАТКА МЕРТВАЯ: ПОКА НЕ ПУСТИТ ПО МИРУ, НЕ ОТОЙДЯ СОСЕТ! Н. НЕКРАСОВ. Н Е М Е Ц С А М О У В Е Р Е Н , Х У Ж Е В С Е Х И П Р О Т И В -1 Н Е Е В С Е Х . I ЛЕВ ТОЛСТОЙ I Вдохновитель произвола „...Самый гнетущий эле мент берлинской уличной жизни это военный. Когда я п рох ожу мимо берлинского офицера, меня всегда берет оторопь ., он всем своим складом, посадкой, устоем, выпяченной грудью, выбри тым подбородком так и тычет в меня: я герой! Мне кажется, что если б вместо того, он сказал :я разбойник и сейчас начну тебя св еж е вать, мне было бы легче". Салтыков-Щедрин. Сознательный зверь „„.Только переехали мы грани цу...—хвать, стоит Берлин, с такой солдатчиной, о которой у нас не имеют понятия... Палаши, шпоры, каски, усы, два пальца у козырька, под которым в тугом воротнике сидит самодовольная физиономия победителя, попадаются на каждом шагу помину тно, ту г отдают честь, здесь сменяют караул, там что-то выделывают ружьем, словно в по мешательстве, а потом с гордым видом идут куда-то... В окне ма газина победитель в разных ви дах: пропарывает живот французу п потом, возвратившись на родину, обнимает свое семейство... у иных одно лицо сделано величиною r аршин (из мрамора, из металла), причем усы, как бычачьи рога, стремятся вас запороть, положить на месте,.. Спросите любого из этих у сон о его враге и полюбуй тесь, какой в нем сидит образцо вый сознательный зверь". Г. УСПЕНСКИЙ Старшина 2-й статьи II. Ч е б л а к о п и старший к р асно флотец П. Т а р а н о в хорошо овладели своим оружием. Они не раз успешно отражали атаки вражеских самолетов. Фото II. Некрасова. Литература к 25-летию ВЛКСМ Издательство «Молодая; гвар дия» выпускает серит 'брошюр пои рубрикой ( «Беседы о комсо моле». Уже вшили в свіет и по ступили в иродажу книжки: «Рождение комсомола.», - Боевые традиции комсомола» и «(Каким должен быть комсомолец». .На<-дпях івывдет из печати еще несколько кни г ото6 серии: «Op- доп трудовоіі славы)», «Комсомол — шеф Военно-Морского Флота», «Комсомол и боях ?>а Родину» и другие. ★ ★ ★ Выпіеа из печати и поступил ва ‘.корабли Л» 16— 16 жур нала «Спутник агитатора». 'Этот номер почти целтпком: шосвящен 25-й го-дощипе Ш И Й Ж В ж у р нале опубликованы статья «Пар ти я Ленина •— • Сталина. — о-рг-аг пиза-то-р и руководитель кошо- мола», примерные нла-ныі докла дов' и бесед к 9 ) - | І І Г 0 1 Д 0 В І Ц И Ш ' ВЛіНСіМ и до-куме тотальные мате риалы в ним. - В іггримервіо»! шла не докладов и бесед даны подробные тезигыіткы- стуіплепнйі на томыі: «Боевой п 'у п . комсомола», «Славные традиции Ленинеко-Сталипского комсомола ». «Ленин, и Сталин о дписнмтантп молодежи». Иропагачтдиеты и ати тлторы; на Вдут здесь метпииесше еовѳтм и указатель п-еобходм ой литературы. Ответы, на помещенные задачи в отделе „В минуты досуга"вгазете I I 7от 15 сентября. ШКОЛА ПИФАГОРА Всего в ,шпиле 2S учеников. ★ ★ ★ ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВ в олы Человека, одевают в медную кольчугу или помещают в,'мед ную сетчатую клетку. Клетку п кольчугу хорошо заземляют. Теперь электрические разряды экспериментатору не страшны. Медь — ирекракйый проводник. Главный! ток у идет по сетке в землю. Тело, каік параллельный ■проводник высоікого сопротивле ния, окажется под незначитель ным, безопасным для жизни тс кон. * * * ' ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ МЕСЯЦЫ И ГОДЫ? Граница эта существует іи н а зывается «лнняеГі ‘ѵгены длил"; она проходит через Берингов пролив и танепѵя по %одам Ти хоіго океана в виде пшематюй линии, точное направление ікото рои определяется международным соглашением. На это it" то воображаемой ли пни, (прорезающей йезлюдиые п у стыни Тихого океана, со-вер шлется впервые па земном шаіре смена, чисел, Месяцев, лет. Е. ГАБРИЛОВИЧ Андрюша Рыбалко, семилетний сынишка учительницы, был одним >п тех, кто возвращался в Харь ков после того, как немцев выг нали оттуда. Мать Андрюшки пре подавала в одной из харьковских школ. Отца он не помнил—отец умер еіца до войны. Вообще Андрюшка плохо помнил то, что было до войны. В его семилетием мозгу остались от того времени воспоминания о пирогах с ябло ками, которые пекла мать, о том как он, Андрюшка, свалился с за бора и расшибся так, что много дней пролежал в постели, и, нако нец, самые счастливые воспоми нании: посещение кукольного театра с настоящими музыканта ми с мороженым, которое мать купила в антракте. Вот и все. Все остальные воспо минания относились уже к перио ду войны. Их было много, и они были очень страшны, Когда немцы в первый раз за няли Харьков, учительница Ры балко с сыном не успела уйти. Школѵ немцы закрыли, учителей и в их числе мать Андрюши, от правили рыть окопы и блиндажи. Андрюша остался в доме один. Соседка старуха, у которой у са мой почти ничего не было, дава ла ему кусок хлеба на день и миску супа. Семилетний мальчон ка научился экономить хлеб, не с‘едать его сразу. Он делил хлеб на ровные три доли на завтрак, обед, ужин. Суп он тоже с‘едал не сразу, как бі.і ему ни хотелось есть. Он научился жить одиноко, заботиться о завтрашнем дне...он, который еще не умел хорошенько умываться и застегивать пуговицы лифчика на спине. Он был лишен материнского ухода, лишен всего того ласкового материнского, что дает ребенку уверенность в жиз ни и легкий сон, и спокойное ощущение безопасности. Он стал угрюм и не разговорчив, этот ребенок тяжелых военных лет, ребенок оккупированного немца ми города. Но дети остаются детьми. Иног да, правда, очень редко, они, соб равшись, играли в разные игры Ro дворе. Однажды, когда, заиг равшись, Андрюшка спрятался в кусты поблизости от немецкого дозора, тот даже не окликнув, выстрелил в него. Пуля пробила кость ноги. Андрюшу свезли в больницу. Кость заросла, но нога осталась короткой и кривой. Дядя ІТетро сделал ему крохотный кос- тылик. И вот Андрюшка стал х о дить с костылем. Он даже н ау чи л ся понемногу бегать, пользуясь костылем,—вприпрыжку. Ко времени, когда он вернулся из больницы, возвратилась г, Харь ков его мать. Ее освободили по случаю туберкулеза. Она всегда была слаба грудью, а теперь на тяжелых работах, развился т у б е р кулез. По ночам она кашляла, и Андрюша, который, конечно, не мог еще уяснить себе в точности, что такое смерть, хотя уже и по видал немало мертвых, томился от этого кашля какой-то едкой тоскливостью и спрашивал: .М а ма, тебе не б о л ь н о ? " . Не больно. И он мгновенно засыпал, так как не знал еще, что существует на свете ложь ради спокойствия дорогого человека. Прошло некоторое время с мо мента занятия немцами Харькова. У Рыбалко в квартире поселился немецкий обер-лейтеиант, коман дир саперной группы. Это был высокий 30-летний человек в о ч ках. Все было ему ненавистно в этом чужом доме: чужая речь, чужая манера- накрывать на стол, чужи е книги, чужой ребенок. Он возненавидел Андрюшку. Он нена видел самый его голос. Когда Андрюшка начинал говорить, по- ребячьи громко и звонко, офицер- выходил из своей комнаты, к р и чал и грозил палкой, приказывая замолчать. Андрюшка привык молчать или говорить т о п о т ом . Даже играя и лепеча что-то при этом про себя, как всякий ребенок, он лепетал шопотом. Однажды немец выпорол его за то, что он, ударивши р у к у об стол, громко заплакал. Выпо рол не спеша, методично, кнутом, сняв очки. С тех прр одно ч у в ство овладело целиком Андрю шей -страх. Он боялся всего: г о ворит!,, ходить, есть! Часто без видимой причины его охватывала дрожь, которую нельзя было уня'ть несколько часов. Он говорил громко и часто вскрикивал но н о чам со сна, Немец приказал ему не вскрикивать. Приказал раз,дру гой, третий. Но ребенок, который уже научился молчать, бодрствуя, не мог научиться этому же во сне. Немец запретил ему спать в доме. Однажды ночью он выбро сил его н саран. Выла зима, и вот три месяца мать с хромым семи летним Андрюшкой спала в сарае, прижимая его к себе, чтобы с о г реть. 1Іем е ц заставил учительницу готовить ему, обер-лейтенанту, ооед, носить воду, колоть д р о в а . Андрюша видел, как тяжело все это матери, слышал, как страшно она кашляет по ночам. Он стал еще молчаливее. С виду он был такой же- крохотный, но ум и сердце его выросли неизмеримо. Это семилетнее сердце впитало в себя ужас перед всем тем злым и страшным, что принесли с собой немцы. Оно жаждало конца этому злому, оно горело мечтой об освобождении. Однажды он сказал матери: —Мама, уйдем от немцев. —Куда, сынок? —К своим, —Не дойдем. —Но ведь Мария Дмитриевна ушла,—сказал Андрюшка про од ну соседку. И мать удивилась, что семилетний мальчик запомнил этот факт, случившийся полгода назад. Она промолчала, а потом сказала: - Д а куда ж я пойду с тобой, хроменьким. И Андрюша горячо зашептал: -Да я мамочка,на костыле л у ч ше, чем на ноге, хожу. Я не о т стану. Ну уйдем, мамочка! Возь мем хлеба и котелок да уйдем... ( Окончание следует). Ответственный редактор А. Ф. НРУГЛИНОВ. ГМ13024. Заказ N 2 983.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz