Сталинец. 1944 г. Октябрь.

2 « С Т А Л ИН Е Ц » 4 октября 1944 г. № 4 НА СЕВЕРНЫХ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ко плотным, что советские мо­ ряки не дали немцам возмож- Болыиинство грузов, посы­ лаемых союзниками в счет по­ ставок Советскому Союзу в годы Отечественной войны, прошло по морским путям Се­ вера. По морским коммуникаци­ ям, охраняемым Северным фло­ том, через наши северные пор­ ты, советское государство по­ лучило от союзников миллио­ ны тонн грузов: многие тыся­ чи самолетов и танков, сотни тысяч автомобилей; тысячи пу­ шек, миллионы снарядов, де­ сятки кораблей, стратегическое серье, промышленное оборудо­ вание, продовольствие. Пытаясь прервать наши мор­ ские коммуникации, немцы создали в Северной Норвегии свои базы надводных кораблей, подводных лодок, специальные отряды воздушных сил. Весной 1942 года северомор­ скими летчиками, прикрывав­ шими транспорты союзников в нашей зоне, приходилось де­ лать по 4- 6 вылетов в день. Герой Советского Союза Борис Сафонов, имевший к тому времени на своем счету 22 сбитых немецких самолета, умело руководил этими опера­ циями. 30 мая 1942 года он вместе с летчиками Орловым и Покровским (ныне Герой Совет­ ского Союза) вылетел на при­ крытие следовавшего к нам каравана. «Юнкерсы» напали на ан­ глийские транспорты. Когда они начали выходить в пике, их настигли наши летчики. Немцы попытались уйти на бреющем полете, но советские истребители, .снизившись до пятнадцати метров над повер­ хностью моря, продолжали ве­ сти атаки. Три „Юнкерса“ сбил в этом бою Борис Сафонов. По одному «Юнкерсу» уничто­ жили Орлов с Покровским. Много воздушных боев над морем провели североморские летчики, прикрывая союзные транспорты. Славные сафонов- цы спасли от вражеских авиа­ бомб и торпед не один деся­ ток кораблей с ценными гр у ­ зами для СССР. Велики заслуги в конвои­ ровании транспортов и у на­ ших североморских эсминцев. Доблестные гвардейцы «Гремя­ щего», экипаж краснознамен­ ного „Куйбышева" и моряки других миноносцев Северного флота пе раз сражались за до­ веренные им транспорты про­ тив немецкой авиации п под­ водных лодок и побеждали. Однажды корабли были в море три дня (на 'большом расстоя­ нии от наших баз, куда не могли долететь наши истреби­ тели) и все это время вокруг каравана кружился немецкий разведчик. Он показывал ме­ стонахождение каравана своей авиации и подводным лодкам. Это было в период полярного дня и круглосуточное напря­ жение очень утомило личный состав. Налеты авиации пов­ торялись регулярно каждые четыре часа. Врагом было сброшено 250 бомб, выпущено 14 торпед. Временами па ко­ рабли каравана и охранения пикировало около 70 бомбар­ дировщиков. Но кольцо загра­ дительного огня было настоль* ности прицельно бомбить. Не­ сколько немецких самолетов было сбито. Все транспорты благополучно были доставлены в порт. Атаки караванов союзников с воздуха не приносили нем­ цам успеха, Тогда фашистское командование решило нанести удар своими главными морски­ ми силами. 5 июля 1942 года немецкие линкоры „Тирпиц “ и „ІНеер*’ под охраной большого числа эсминцев п самолетов вышли на перехват союзного конвоя. Но этой попытке помешала североморская подводная лодка ..К— 21“ (ныне Краснознамен­ ная) Героя Советского Союза Н. А. Лунина. Прорвав охра­ нение, Лунин торпедировал линкор „Ти рпи ц “ и нанес ему настолько серьезные поврежде­ ния, что операция была сор­ вана. Немецкий линкор малым ходом и под усиленным до­ полнительно вызванным охра­ нением был отведен в базу, а союзный конвой проследовал по назначению. В дальнейшем, ,.Тпрпнц “ в базе подвергался атакам группы британских малых подводных лодок и мас­ совым налетам британской ави­ ации и был надолго выведен из строя. 26 декабря 1943 года гер­ манский линкор „Шарнхорст“ , вышедший для удара по союз­ ному конвою, был встречен английским отрядом кораблей адмирала Фрезера и, после преследования в трудных ус ­ ловиях полярной ночи, был потоплен у мыса Нордкап. На океанских коммуника­ циях Севера морские и воз­ душные силы немцев потерпе­ ли полный крах, так и не сумев нарушить гигантского грузопотока, шедшего и про­ должающего идти в северные порты СССР. Потерпели крах немцы и на своих ближних полярных ком­ муникациях. В Северной Нор­ вегии и в Северной Фин ­ ляндии нет железных дорог. Только две шоссейные дороги связывают север Норвегии и Финляндии с железнодорожной сетью. Обеспечение немецко- фашистских войск в Заполярьи вооружением, боезапасами,про­ довольствием и переброски людских резервов производят­ ся морем. В порты Варангер- фцорда немцы регулярно ве­ дут караваны кораблей с гр у ­ зами. Удары североморцев по этим немецким караванам гроз­ ны п сокрушительны. В зоне действия северомор­ ских подводных лодок и само­ летов немцы стали вынужде­ ны сопровождать транспорты многочисленным охранением. Так, например, 12 октября 1943 года в районе Танафиор- да разведкой Северного флота- были обнаружены три немец­ ких больших транспорта, шед­ ших под охраной двух мино­ носцев, двенадцати сторожеви­ ков, пяти тральщиков и десяти сторожевых катеров—т.е. всего двадцати девяти военных ко­ раблей! Над конвоем все время держались два^Мессершмитта». Вот ка к напуганы немцы на С е в е р е ! Последовательными ударами североморской авиа­ ции один из трех транспортов этого каравана был потоплен, остальные два сильно повре­ ждены. Был потоплен также один нз кораблей охранения, сбито 15 самолетов противни­ ка (немецкие корабли вызва­ ли на помощь свою авиацию). «Не везет» немецким кон­ воям и при встречах с северо­ морскими подводниками. В июне нынешнего года верну­ лась из боевого похода одна из наших подлодок. Обнару­ жив многочисленный немецкий конвой, командир этой подлод­ ки мастерски вышел в атаку и потопил своими торпедами одновременно три фашистских корабля— сторожевик, транс­ порт и тральщик. Из четырех торпед три попали в цель. Приведем пример северомор­ ского комбинированного удара по фашистским кораблям. 26 июня 1944 года наши воздуш­ ные разведчики обнаружили большой немецкий конвой,шед­ ший в Киркинес: пять крупных транспортов, охранявшихся двадцатью шестью боевыми ко­ раблями. На разгром этого конвоя вылетели сотни самолетов се­ вероморской авиации. На не­ мецкие корабли, на порт и военные объекты Киркинеса было сброшено большое коли­ чество бомб крупного калибра и Сильного зажигательного дей­ ствия. Немцы попытались отконво­ ировать уцелевшие корабли из Киркинеса в Петсамо, надеясь спасти их. Тогда североморцы совмест­ ными действиями авиации, торпедных катеров и артилле­ рии береговой обороны нанесли последний и решающий удар. В птоге всей этой операции, состоявшей из последователь­ ных ударов нарастающей си­ лы, были разрушены и подож­ жены военные объекты города и порта Киркинес, потоплены семь транспортов общим водо­ измещением в сорок тысяч тонн, танкер, два тральщика, два сторожевых катера и тор­ педный катер немцев. Сильно повреждены тральщик и тран­ спорт, подожжены два вражес­ ких судна. В воздушном бою сбито тринадцать фашистских самолетов. Так громят врага северомор­ цы на четвертом году Отечест­ венной войны. Можно привести много при­ меров, подтверждающих, что на океанских и ближних по­ лярных коммуникациях гер­ манские морские и воздушные силы потерпели поражение под непрерывным воздействием Северного флота и наших союз­ ников. Северный флот, одержав­ ший многие победы над вра­ гом, надежно защищает совет­ ские северные морские пути в мир. Наша задача— изо дня в день усиливать свои удары по немцам в Заполярьи, помогая наступающей Красной Армии приблизить день окончательной победы над немецко-фашист­ скими захватчиками. ------ , За отличную и самоотвер­ женную работу при выполне­ нии задания командования старший краснофлотец тов. А. М. Пантак награжден ме­ далью Нахимова. На снимке: старший красно­ флотец тов. А. М . Пантак. пп страницам стенгазет Зорко и бдительно несет вахту по готовности расчет старшего краснофлотца Аку- шева. Тов .Акушев пользуется большим авторитетом не толь­ ко в своем расчете, но и сре­ ди личного состава всего под­ разделения. Личным примером он учит своих подчиненных бдитель­ но нести готовность и вахту. В свободное время тов. Акушев часто проводит коллективные читки газет. Старшина 1 статьи В. Павловский. (Стенгазета „Зенитчик ко­ рабля») * * Для того, чтобы привести боевые механизмы в полную боевую готовность, много и хо­ рошо поработали краснофлотцы Ромашин, Тихонов, Суханов, Павлов и другие. Теперь можно с полной уве­ ренностью сказать, что наше отделение всегда готово выйти в море и выполнить любое за­ дание по разгрому ненавист­ ного врага. А. Барков. (Стенгазета «Форсунка»), * * * За хорошую работу по осво­ ению боевых механизмов и приведению их в отличное со­ стояние старший краснофло­ тец тов. Рыбаков получил бла­ годарность от командира под­ разделения. После выполнения боевой задачи тов. Рыбаков недавно был награжден медалью Нахи­ мова. На достигнутом Рыбаков не останавливается. Он еще с боль­ шей энергией совершенствует свой опыт и знания. Старший краснофлотец 3. Чередов. (Стенгазета «Электрик»), * На проведенных последних тренировках особенно больших успехов добились краснофлотцы дальномерщики Капитонов и Булыгин, которые быстро в и точно измеряют дистанцию до падения снаряда. Н. Львов. (Стенгазета «З ал п ). Письмаизкомсомольски организации Посмотрите на заведивания комендоров Егорова и Адамо-| ва. Механизмы, которые нм доверены, находятся в таком состоянии, что сразу видно — не любят боевой техники эти комендоры. Прислушайтесь к- их разговорам — непечатные- словечки так и сыплются одно1 за другим. ■ С дисциплиной у них тоже; не ладится. Не прошло и ме­ сяца, а краснофлотец Егоров успел получить три взыска­ ния. Краснофлотец Адамов —• большой любитель поговорить попусту, н нередко дело у него доходит до пререканий со старшинами. А ведь и Адамов и Егоров являются комсомоль­ цами! Такое отношение к поручен­ ному делу недопустимо со стороны каждого краснофлотца, а о комсомольцах п говорить нечего. Они должны быть об­ разцом всюду и везде. Не оп­ равдывают Егоров и Адамов комсомольского звания! Пора бы им взять пример с краснофлотца Глебова, который когда-то тоже был в числе отстающих. Сейчас Глебов — передовой боец. Разве не мо гут стать такими же комендо­ ры Егоров и Адамов? Комсорг И. Клименко. * * ❖ Многие комсомольцы нашего подразделения являются при­ мерными краснофлотцами. .Они показывают образец в дисцип­ лине, отлично несут боевую готовность, знают хорошо ма­ териальную часть. К таким комсомольцам от­ носятся тт. Бородавка, Головин, Павленко, Дерябин. В любой работе они являются иници­ аторами выполнения заданий командования. Но этого нельзя сказать о комсомольцах Бурьянове и Пан­ кове. К работе они относятся небрежно, допускают наруше­ ния в о и н с к о й дисциплины, не выполняют комсомольских по­ ручений. Краснофлотцы Бурьянов и Панков свое слово, которое они дали при вступлении в ВЛКСМ, не выполняют. Т. Исмаев. Киномеханик товарищ Рыбкин сердится... Несмотря на большие «связи» п «знакомство» киномеханика тов. Рыбкина с кинобазой, ему в прошлую субботу не повез­ ло. Пришлось тов. Рыбкину потеть за всех, ибо картина с о в е р ш е н н о непригодная, так как вся изорвана. Полу­ чалось— 3 минуты идет карти­ на, потом минут 15 —20 при­ ходится клеить. Наконец зрители не выдержа­ ли, на пятой части доброволь­ но встали и ушли, так и не до­ смотрев до конца фильма; Ошиб­ ка инженера Кочина». Ос­ тался у аппарата один Рыбкин. Кто виновен в том, что к и ­ номеханик тов. Рыбкин при­ нес на корабль непригодную, изорванную кинокартин у тля демонстрации? Д. П. Ответственный редактор В. ЛОМОВ. ГМ 131654

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz