Сталинец. 1944 г. Октябрь.
2 « С Т А Л ИН Е Ц » 4 октября 1944 г. № 4 НА СЕВЕРНЫХ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ко плотным, что советские мо ряки не дали немцам возмож- Болыиинство грузов, посы лаемых союзниками в счет по ставок Советскому Союзу в годы Отечественной войны, прошло по морским путям Се вера. По морским коммуникаци ям, охраняемым Северным фло том, через наши северные пор ты, советское государство по лучило от союзников миллио ны тонн грузов: многие тыся чи самолетов и танков, сотни тысяч автомобилей; тысячи пу шек, миллионы снарядов, де сятки кораблей, стратегическое серье, промышленное оборудо вание, продовольствие. Пытаясь прервать наши мор ские коммуникации, немцы создали в Северной Норвегии свои базы надводных кораблей, подводных лодок, специальные отряды воздушных сил. Весной 1942 года северомор скими летчиками, прикрывав шими транспорты союзников в нашей зоне, приходилось де лать по 4- 6 вылетов в день. Герой Советского Союза Борис Сафонов, имевший к тому времени на своем счету 22 сбитых немецких самолета, умело руководил этими опера циями. 30 мая 1942 года он вместе с летчиками Орловым и Покровским (ныне Герой Совет ского Союза) вылетел на при крытие следовавшего к нам каравана. «Юнкерсы» напали на ан глийские транспорты. Когда они начали выходить в пике, их настигли наши летчики. Немцы попытались уйти на бреющем полете, но советские истребители, .снизившись до пятнадцати метров над повер хностью моря, продолжали ве сти атаки. Три „Юнкерса“ сбил в этом бою Борис Сафонов. По одному «Юнкерсу» уничто жили Орлов с Покровским. Много воздушных боев над морем провели североморские летчики, прикрывая союзные транспорты. Славные сафонов- цы спасли от вражеских авиа бомб и торпед не один деся ток кораблей с ценными гр у зами для СССР. Велики заслуги в конвои ровании транспортов и у на ших североморских эсминцев. Доблестные гвардейцы «Гремя щего», экипаж краснознамен ного „Куйбышева" и моряки других миноносцев Северного флота пе раз сражались за до веренные им транспорты про тив немецкой авиации п под водных лодок и побеждали. Однажды корабли были в море три дня (на 'большом расстоя нии от наших баз, куда не могли долететь наши истреби тели) и все это время вокруг каравана кружился немецкий разведчик. Он показывал ме стонахождение каравана своей авиации и подводным лодкам. Это было в период полярного дня и круглосуточное напря жение очень утомило личный состав. Налеты авиации пов торялись регулярно каждые четыре часа. Врагом было сброшено 250 бомб, выпущено 14 торпед. Временами па ко рабли каравана и охранения пикировало около 70 бомбар дировщиков. Но кольцо загра дительного огня было настоль* ности прицельно бомбить. Не сколько немецких самолетов было сбито. Все транспорты благополучно были доставлены в порт. Атаки караванов союзников с воздуха не приносили нем цам успеха, Тогда фашистское командование решило нанести удар своими главными морски ми силами. 5 июля 1942 года немецкие линкоры „Тирпиц “ и „ІНеер*’ под охраной большого числа эсминцев п самолетов вышли на перехват союзного конвоя. Но этой попытке помешала североморская подводная лодка ..К— 21“ (ныне Краснознамен ная) Героя Советского Союза Н. А. Лунина. Прорвав охра нение, Лунин торпедировал линкор „Ти рпи ц “ и нанес ему настолько серьезные поврежде ния, что операция была сор вана. Немецкий линкор малым ходом и под усиленным до полнительно вызванным охра нением был отведен в базу, а союзный конвой проследовал по назначению. В дальнейшем, ,.Тпрпнц “ в базе подвергался атакам группы британских малых подводных лодок и мас совым налетам британской ави ации и был надолго выведен из строя. 26 декабря 1943 года гер манский линкор „Шарнхорст“ , вышедший для удара по союз ному конвою, был встречен английским отрядом кораблей адмирала Фрезера и, после преследования в трудных ус ловиях полярной ночи, был потоплен у мыса Нордкап. На океанских коммуника циях Севера морские и воз душные силы немцев потерпе ли полный крах, так и не сумев нарушить гигантского грузопотока, шедшего и про должающего идти в северные порты СССР. Потерпели крах немцы и на своих ближних полярных ком муникациях. В Северной Нор вегии и в Северной Фин ляндии нет железных дорог. Только две шоссейные дороги связывают север Норвегии и Финляндии с железнодорожной сетью. Обеспечение немецко- фашистских войск в Заполярьи вооружением, боезапасами,про довольствием и переброски людских резервов производят ся морем. В порты Варангер- фцорда немцы регулярно ве дут караваны кораблей с гр у зами. Удары североморцев по этим немецким караванам гроз ны п сокрушительны. В зоне действия северомор ских подводных лодок и само летов немцы стали вынужде ны сопровождать транспорты многочисленным охранением. Так, например, 12 октября 1943 года в районе Танафиор- да разведкой Северного флота- были обнаружены три немец ких больших транспорта, шед ших под охраной двух мино носцев, двенадцати сторожеви ков, пяти тральщиков и десяти сторожевых катеров—т.е. всего двадцати девяти военных ко раблей! Над конвоем все время держались два^Мессершмитта». Вот ка к напуганы немцы на С е в е р е ! Последовательными ударами североморской авиа ции один из трех транспортов этого каравана был потоплен, остальные два сильно повре ждены. Был потоплен также один нз кораблей охранения, сбито 15 самолетов противни ка (немецкие корабли вызва ли на помощь свою авиацию). «Не везет» немецким кон воям и при встречах с северо морскими подводниками. В июне нынешнего года верну лась из боевого похода одна из наших подлодок. Обнару жив многочисленный немецкий конвой, командир этой подлод ки мастерски вышел в атаку и потопил своими торпедами одновременно три фашистских корабля— сторожевик, транс порт и тральщик. Из четырех торпед три попали в цель. Приведем пример северомор ского комбинированного удара по фашистским кораблям. 26 июня 1944 года наши воздуш ные разведчики обнаружили большой немецкий конвой,шед ший в Киркинес: пять крупных транспортов, охранявшихся двадцатью шестью боевыми ко раблями. На разгром этого конвоя вылетели сотни самолетов се вероморской авиации. На не мецкие корабли, на порт и военные объекты Киркинеса было сброшено большое коли чество бомб крупного калибра и Сильного зажигательного дей ствия. Немцы попытались отконво ировать уцелевшие корабли из Киркинеса в Петсамо, надеясь спасти их. Тогда североморцы совмест ными действиями авиации, торпедных катеров и артилле рии береговой обороны нанесли последний и решающий удар. В птоге всей этой операции, состоявшей из последователь ных ударов нарастающей си лы, были разрушены и подож жены военные объекты города и порта Киркинес, потоплены семь транспортов общим водо измещением в сорок тысяч тонн, танкер, два тральщика, два сторожевых катера и тор педный катер немцев. Сильно повреждены тральщик и тран спорт, подожжены два вражес ких судна. В воздушном бою сбито тринадцать фашистских самолетов. Так громят врага северомор цы на четвертом году Отечест венной войны. Можно привести много при меров, подтверждающих, что на океанских и ближних по лярных коммуникациях гер манские морские и воздушные силы потерпели поражение под непрерывным воздействием Северного флота и наших союз ников. Северный флот, одержав ший многие победы над вра гом, надежно защищает совет ские северные морские пути в мир. Наша задача— изо дня в день усиливать свои удары по немцам в Заполярьи, помогая наступающей Красной Армии приблизить день окончательной победы над немецко-фашист скими захватчиками. ------ , За отличную и самоотвер женную работу при выполне нии задания командования старший краснофлотец тов. А. М. Пантак награжден ме далью Нахимова. На снимке: старший красно флотец тов. А. М . Пантак. пп страницам стенгазет Зорко и бдительно несет вахту по готовности расчет старшего краснофлотца Аку- шева. Тов .Акушев пользуется большим авторитетом не толь ко в своем расчете, но и сре ди личного состава всего под разделения. Личным примером он учит своих подчиненных бдитель но нести готовность и вахту. В свободное время тов. Акушев часто проводит коллективные читки газет. Старшина 1 статьи В. Павловский. (Стенгазета „Зенитчик ко рабля») * * Для того, чтобы привести боевые механизмы в полную боевую готовность, много и хо рошо поработали краснофлотцы Ромашин, Тихонов, Суханов, Павлов и другие. Теперь можно с полной уве ренностью сказать, что наше отделение всегда готово выйти в море и выполнить любое за дание по разгрому ненавист ного врага. А. Барков. (Стенгазета «Форсунка»), * * * За хорошую работу по осво ению боевых механизмов и приведению их в отличное со стояние старший краснофло тец тов. Рыбаков получил бла годарность от командира под разделения. После выполнения боевой задачи тов. Рыбаков недавно был награжден медалью Нахи мова. На достигнутом Рыбаков не останавливается. Он еще с боль шей энергией совершенствует свой опыт и знания. Старший краснофлотец 3. Чередов. (Стенгазета «Электрик»), * На проведенных последних тренировках особенно больших успехов добились краснофлотцы дальномерщики Капитонов и Булыгин, которые быстро в и точно измеряют дистанцию до падения снаряда. Н. Львов. (Стенгазета «З ал п ). Письмаизкомсомольски организации Посмотрите на заведивания комендоров Егорова и Адамо-| ва. Механизмы, которые нм доверены, находятся в таком состоянии, что сразу видно — не любят боевой техники эти комендоры. Прислушайтесь к- их разговорам — непечатные- словечки так и сыплются одно1 за другим. ■ С дисциплиной у них тоже; не ладится. Не прошло и ме сяца, а краснофлотец Егоров успел получить три взыска ния. Краснофлотец Адамов —• большой любитель поговорить попусту, н нередко дело у него доходит до пререканий со старшинами. А ведь и Адамов и Егоров являются комсомоль цами! Такое отношение к поручен ному делу недопустимо со стороны каждого краснофлотца, а о комсомольцах п говорить нечего. Они должны быть об разцом всюду и везде. Не оп равдывают Егоров и Адамов комсомольского звания! Пора бы им взять пример с краснофлотца Глебова, который когда-то тоже был в числе отстающих. Сейчас Глебов — передовой боец. Разве не мо гут стать такими же комендо ры Егоров и Адамов? Комсорг И. Клименко. * * ❖ Многие комсомольцы нашего подразделения являются при мерными краснофлотцами. .Они показывают образец в дисцип лине, отлично несут боевую готовность, знают хорошо ма териальную часть. К таким комсомольцам от носятся тт. Бородавка, Головин, Павленко, Дерябин. В любой работе они являются иници аторами выполнения заданий командования. Но этого нельзя сказать о комсомольцах Бурьянове и Пан кове. К работе они относятся небрежно, допускают наруше ния в о и н с к о й дисциплины, не выполняют комсомольских по ручений. Краснофлотцы Бурьянов и Панков свое слово, которое они дали при вступлении в ВЛКСМ, не выполняют. Т. Исмаев. Киномеханик товарищ Рыбкин сердится... Несмотря на большие «связи» п «знакомство» киномеханика тов. Рыбкина с кинобазой, ему в прошлую субботу не повез ло. Пришлось тов. Рыбкину потеть за всех, ибо картина с о в е р ш е н н о непригодная, так как вся изорвана. Полу чалось— 3 минуты идет карти на, потом минут 15 —20 при ходится клеить. Наконец зрители не выдержа ли, на пятой части доброволь но встали и ушли, так и не до смотрев до конца фильма; Ошиб ка инженера Кочина». Ос тался у аппарата один Рыбкин. Кто виновен в том, что к и номеханик тов. Рыбкин при нес на корабль непригодную, изорванную кинокартин у тля демонстрации? Д. П. Ответственный редактор В. ЛОМОВ. ГМ 131654
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz